Блоги членов Совета

Рекомендации по итогам специального заседания на тему "Проблемы плюрализма современного телевидения", состоявшегося 18 февраля с.г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по теме "Плюрализм современного телевидения и гражданское самосознание"

(по итогам заседания Совета 18.02.2013)

Совет, заслушав на своем специальном заседании доклады и сообщения представителей журналистского сообщества, телеканалов, федеральных органов исполнительной власти, а также экспертов, констатирует:

- Федеральные телеканалы по-прежнему остаются самыми влиятельными СМИ в стране, хотя уровень доверия к ним постепенно снижается. Это является следствием того, что в общенациональном телеэфире доминирует исключительно точка зрения политического большинства в органах власти, а позиции отдельных социально значимых групп населения представлены явно недостаточно. Подобная программная политика не способствует сопоставлению различных точек зрения и выработке общественного консенсуса. Без плюрализма, в том числе информационного, невозможна консолидация общества в демократическом правовом государстве;

- Сохраняющееся доминирование государства на общенациональном телевизионном рынке препятствует формированию адекватной картины разнообразия современного российского общества;

- Ни федеральные, ни региональные власти ничего не предпринимают для реализации провозглашенного в начале 2000-х годов и подтвержденного в 2011 году курса на постепенное разгосударствление своих гигантских медийных активов;

- Сохраняющийся высокий уровень воздействия телевидения на общественное сознание предопределяет высокую социальную значимость программной политики телеканалов. Доминирующая программная политика, основанная на гонке за рейтингами и жесткой заданности освещения общественно-политической ситуации в стране, привела к широкому распространению «желтизны» в современном телеэфире. При этом отсутствуют фундаментальные исследования влияния телевидения на гражданское самосознание;

- Есть многочисленные свидетельства того, что на федеральных телеканалах фактически действует скрытая цензура в освещении политических, социальных и экономических тем («темники», «стоп-листы» и т.п.), что идеологически прикрывается тезисом «Кто платит, тот и заказывает музыку». Журналисты и продюсеры, пытающиеся найти оправдание своей независимой позиции ссылками на общественные интересы, нередко оказываются на улице;

- Наблюдается неуклонное – под предлогом защиты государственных интересов – сокращение частотных, рекламных и иных ресурсов негосударственных телеканалов, стремящихся сохранить независимую редакционную политику. Создавая максимально некомфортные финансовые условия таким телеканалам, власти, с одной стороны, навязывают им зависимость от государства, а с другой – подрывают принципы добросовестной конкуренции. Программа перехода на цифровое вещание могла бы стать эффективным средством обеспечения информационного плюрализма, но только при условии отказа от политики сохранения и, тем более, расширения государственного присутствия при формировании мультиплексов;

- Есть примеры давления на небольшие частные телеканалы, в том числе путем вмешательства оператора связи в программную политику СМИ. Пример тому - конфликтная ситуация между т/к «Совершенно Секретно» и ОАО «Ростелеком»;

- Есть случаи, когда государственные надзорные органы необоснованно затягивают технические процедуры лицензирования негосударственных телеканалов;

- Не подлежит сомнению, что административные и нерыночные барьеры, преднамеренно создаваемые в сфере массовых коммуникаций, являются препятствием для реализации прав на свободу слова и доступ к информации;

- Процесс создания федерального общественного телеканала постоянно сталкивается с инертностью государственной машины и отсутствием политической воли для преодоления существенных недостатков избранной для реализации модели: отсутствия доступа к телеканалу в наземном эфире, отсутствия экономической и кадровой независимости от государства, отсутствия транспарентности его органов управления – Совета по общественному телевидению и Наблюдательного совета, не проводящих on-line-трансляций своих заседаний и даже не размещающих в сети Интернет их протоколы;

- Попытка рассматривать Общественное телевидение России как своего рода «резервацию» для плюрализма является изначально порочной. Плюрализм достигается не количеством телеканалов, а их качеством.

В этой связи Совет считает необходимым рекомендовать:

- законодательно ограничить концентрацию электронных СМИ в руках государственных и муниципальных органов власти. Разработать концепцию поэтапного разгосударствления СМИ, предусмотрев не менее 5-7 лет для реализации данной задачи и начав с разгосударствления телекомпаний «большой тройки»;

- полноценно представлять различные точки зрения на всех телеканалах, основой финансирования которых является федеральный, региональный или местный бюджет;

- пригласить Совет по общественному телевидению и Наблюдательный совет Общественного телевидения России к большей открытости в своей работе с тем, чтобы налогоплательщики страны имели исчерпывающую информацию о том, как тратятся их деньги, выделенные на создание общественного телевидения. Необходимо сделать всё возможное, чтобы создаваемое Общественное телевидение России не превратилось в очередной управляемый государством канал пропаганды, а стало форумом для представления и сопоставления различных точек зрения, стало важным центром формирования гражданского общества, наполненным современным креативным контентом и ориентирующимся не на низменные чувства зрителей, а на высокие идеалы общественной пользы;

- пригласить руководителей государственных телеканалов к выработке прозрачных механизмов создания и функционирования общественных попечительских советов, предусмотренных Указом Президента РФ от 20.03.1993 № 337 «Об информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию»;

- разработать и законодательно закрепить механизм перераспределения доходов от рекламы, извлекаемых как бонус от использования государственных активов между различными телеканалами, а также отдельными передачами (редакциями) с целью поддержки плюрализма в телевизионном эфире;

- разработать и законодательно закрепить механизмы государственно-общественной финансовой поддержки дискуссионных общественно-политических передач на федеральных телеканалах;

- разработать и законодательно закрепить механизм прозрачных тендеров на получение государственных грантов в целях добросовестного освещения конкретных общественно значимых проблем и событий;

- обратить внимание ФАС России, Минкомсявзи России и других органов власти на необходимость создания единых условий для доступа к телекоммуникационным сетям, частотным ресурсам, почте и каналам распространения периодических изданий (принцип сетевой нейтральности);

- обратить внимание Роскомнадзора на необходимость усилить контроль за соблюдением общих правил лицензирования для всех вещателей, а также установить персональную ответственность соответствующих чиновников за нарушение установленных сроков предоставления лицензий. Обеспечить прозрачность процедур получения и продления лицензий на теле- и радиовещание;

- законодательно закрепить принцип невмешательства оператора связи в программную политику СМИ;

- обеспечить снижение финансового барьера для входа на рынок кабельного и спутникового телевидения;

- привлечь внимание медийного и, прежде всего, журналистского сообщества к необходимости разработать, принять и обнародовать профессионально-этические кодексы, обязательные для всех сотрудников государственных телеканалов;

- обратить внимание журналистского сообщества на необходимость соблюдения норм, содержащихся в Кодексе журналистской этики российского журналиста и Хартии телерадиовещателей и касающихся, в частности обязанностиадекватного представления всех точек зрения в жанре «журналистского расследования» и в дискуссиях, посвященных острым социальным проблемам;

- пригласить руководство Общественного телевидения России, а также руководство существующих федеральных телеканалов к постоянному сотрудничеству с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Совет также считает необходимым обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей Б.Ю. Титову и президенту Национальной ассоциации телерадиовещателей Э.М. Сагалаевус просьбой предпринять усилия для урегулирования конфликта между телекомпанией «Совершенно Секретно» и ОАО «Ростелеком».

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России