Блоги членов Совета

Концепция правоотношений, возникающих при использовании сети Интернет

ПРОЕКТ

Концепция правоотношений, возникающих при использовании сети Интернет в Российской Федерации (2013)

1. Общая характеристика и предпосылки создания правовой платформы взаимоотношений субъектов сети Интернет

1.1. В 2003 году месячная аудитория пользователей сети Интернет в Российской Федерации составляла 9,9 млн. человек или 9% взрослого населения России, а суточная -3,2 млн. или 3% граждан. Спустя всего 10 лет в 2013 году эти показатели составили, соответственно, 64,4 млн. человек или 55% для месячной аудитории и 50,1 млн. человек или 43% для суточной аудитории[1].

1.2. Начавшись в 1990 году с домена .SU российский Интернет сегодня это более 5 млн. доменных имен, зарегистрированных в трех доменных зонах верхнего уровня: .RU, .РФ и .SU[2]. Русский язык занимает второе место по использованию его в Сети[3]. Лидирующие позиции в своих сегментах занимают национальные почтовые и поисковые сервисы, социальные сети.

1.3. Общий объем российской интернет-экономики сегодня составляет более 2,5 трлн руб. или 4,6% ВВП. На интернет-зависимые рынки (провайдерские услуги, электронные торги, инвестиции в интернет-компании) приходится 1,97 триллиона рублей, а рынки контента и сервисов составляют 550 миллиардов рублей[4].

4 Исследование TNS Gallup (http://www.seonews.ru/events/detail/12370.php)

3 Исследование Российской Ассоциации электронных коммуникаций (http://www.mobiledevice.ru/runet-vvp-raek.aspx)


1.4. Интернет-технологии создают новые формы общения людей,
упрощают взаимодействие граждан и государства, способствуют реализации принципов прямой демократии, облегчают доступ к информации, товарам и услугам, обеспечивают дистанционное управление различными ресурсами.
Одновременно с ростом числа пользователей и рынка интернет-услуг растет и число преступлений, совершаемых с применением ИКТ. Годовой ущерб от таких преступлений в России согласно экспертам компании Group-IB превышает 60 млрд. рублей. При этом за 2012 год количество хищений денежных средств, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, выросло более, чем на 60%[5].

1.5. В действующем российском законодательстве в настоящее время отсутствует системный подход к регулированию общественных отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет. Одновременно законодательство Российской Федерации, прямо и косвенно регулирующее вопросы, связанные с деятельностью в сети Интернет, недостаточно гармонизировано с международными источниками права.

1.6. В Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были введены определения «сайт в сети Интернет», «сетевой адрес», «владелец сайта в сети Интернет», «провайдер хостинга» и другие. Однако вопрос относительно прав, обязанностей и ответственности субъектов права в сети Интернет в недостаточной степени регулируется действующим законодательством и остается открытым.

1.7. Для дальнейшего развития рынка электронных услуг, электронной торговли, электронных средств платежа, повышения доверия граждан к сервисам, работающим в Сети, необходимо обеспечить защиту прав потребителя интернет-услуг, которая в настоящее время затруднена или не осуществляется, принять меры экономического стимулирования IT-компаний, а также создать условия для привлечения к ответственности лиц, виновных в предоставлении некачественных услуг в сети Интернет.

1.8. Процессуальным законодательством и практикой правоприменения не предусмотрена возможность полноценного использования сети Интернет для потребностей судопроизводства, не предусмотрена равноценная доказательственная сила электронных и бумажных документов.

1.9. Правовое регулирование должно снизить темпы роста преступлений, совершаемых с применением ИКТ, сделать среду более безопасной, защитить права и свободы всех участников взаимоотношений.

1.10. При этом следует учитывать, что в России Интернет имеет
характерные особенности: значительную географическую протяженность страны, исторически сложившиеся традиции саморегулирования, устоявшуюся архитектуру, практику использования Интернета для выражения мнений в
рамках открытой дискуссии, поэтому участие в подготовке предложений по регулированию правоотношений в сети Интернет должны принимать и органы власти, и бизнес-сообщество, и общественные организации, и граждане.

2. Основные проблемы правоотношений, возникающих при использовании сети Интернет

2.1. Недоработанность понятийного аппарата и несоответствие его современному уровню развития Интернета.

2.2. Проблемы с определенностью границ ответственности субъектов взаимодействия в сети Интернет, в т.ч. недостаток правовых условий для ограничения ответственности информационных посредников и СМИ за контент, нарушающий законодательство.

2.3. Нарушения прав пользователей и информационных посредников при использовании Интернета.

2.4. Несогласованность российского и международного законодательства.

2.5. Рост количества преступлений, совершаемыми с применением ИКТ, и сложность борьбы с ними.

2.6. Недостаточная защита прав потребителей при использовании сети Интернет.

2.7. Агрегация данных пользователей без их ведома.

2.8. Неразвитость механизмов управления и охраны интеллектуальной собственности.

2.9. Отсутствие положений о сетевой нейтральности.

2.10. Неопределённость правового статуса облачных вычислений.

2.11. Недостаток правовых норм использования сети Интернет для
развития институтов гражданского общества.

2.12. Неэффективность механизма налогообложения доходов,
получаемых владельцами сайтов в сети Интернет.

3. Цели и задачи правового регулирования использования сети
Интернет в Российской Федерации

3.1. Целями правового регулирования является:

• защита конституционных прав граждан и интересов общества при использовании сети Интернет аналогично защите конституционных прав вне Сети;

• развитие экономики российского Интернета.

3.2. Основные задачи регулирования правоотношений

3.2.1. обеспечение прав и свобод граждан в сети Интернет;

3.2.2. расширение возможностей использования электронных коммуникаций для электронной торговли и иной коммерческой деятельности;

3.2.3. повышение доли интернет-экономики в ВВП РФ;

3.2.4. обеспечение правомерного использования персональных данных и информации, охраняемой законодательством Российской Федерации;

3.2.5. снижение доли правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

3.2.6. повышение качества услуг в сети Интернет;

3.2.7. развитие взаимодействия государства и общества с использованием сети Интернет, в т.ч. сектора государственных услуг;

3.2.8. развитие российской ГГ-индустрии;

3.2.9. сокращение цифрового разрыва.

4. Предложения но нормативному регулированию

4.1 Основные термины и понятия, используемые в правоотношениях,
возникающих при использовании сети Интернет

4.1.1. Определение основных категорий субъектов правоотношений, возникающих в сети Интернет, в т.ч. пользователей сети Интернет, операторов связи, провайдеров хостинга, поставщиков услуг и товаров, производителей и распространителей информации в сети Интернет и др.

4.1.2. Уточнение понятийного аппарата, необходимого для отражения специфики взаимодействия основных субъектов правоотношений в сети Интернет, установление правового статуса основных технологических, информационных и инфраструктурных элементов сети Интернет.

4.2 Права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих
при использовании сети Интернет

4.2.1. разграничение ответственности субъектов правовых отношений, в том числе операторов связи, провайдеров хостинга, производителей и распространителей контента, владельцев интернет-ресурсов, регистраторов доменов и конечных пользователей, за распространение или организацию доступа к информации, распространение которой ограничено федеральными законами или нарушает права третьих лиц;

4.2.2. определение границ ответственности субъектов правоотношений за содержание информации при оказании технических услуг связи, хостинга, поиска и др.;

4.2.3. уточнение обязанностей операторов связи по получению
подтверждения согласия абонентов на пользование дополнительными услугами, а также услугами, оказываемыми третьими лицами по договору с оператором связи, и информировании абонентов об условиях предоставления таких услуг;

4.2.4. уточнение обязанностей операторов связи и провайдеров хостинга по хранению и предоставлению по требованию уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о пользователях, пользующихся их услугами, и оказанных им услугах;

4.2.5. определение границ юрисдикции Российской Федерации на основании следующих принципов:

• если доступ к сети Интернет предоставляется на территории РФ;

• если ущерб при использовании сети Интернет причинен на территории РФ;

• если доход получен за счёт пользователя, находящегося на территории РФ;

• если техническое устройство, используемое для адресации, передачи или распространения информации, находится на территории РФ.

4.3 Обеспечение гарантий нрав граждан при использовании сети
Интернет

4.3.1. Создание условий по повышению информационной безопасности физических и юридических лиц при пользовании сетью Интернет;

4.3.2. обеспечение права пользователей сети Интернет на свободный поиск, получение, распространение и использование информации, не запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации;

4.3.3. уточнение порядка ограничения доступа к информации,
распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации;

4.3.4. уточнение критериев определения информации как запрещённой к распространению и порядка ответственности за блокировку законной информации;

4.3.5. определение процедуры и оснований прекращения делегирования доменного имени.

4.4 Определение правовых условий обработки персональных данных

4.4.1. определение порядка обработки персональных данных при использовании социальных сетей, почтовых клиентов, интернет-браузеров и т.п.;

4.4.2. определение порядка обработки персональных данных при предоставлении услуг с использованием облачных вычислений;

4.4.3. дифференциация ответственности за нарушение требований к порядку обработки персональных данных в зависимости от реально причиненного ущерба;

4.4.4. приведение законодательства РФ в соответствие с Конвенцией «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных».

4.5 Развитие электронной коммерции и защита прав потребителей

4.5.1. уточнение прав и обязанностей сторон, а также порядка
предъявления и рассмотрения претензий, возврата товара и комплектующих при дистанционной продаже;

4.5.2. уточнение порядка предоставления информации потребителям при осуществлении дистанционной торговли, включая информацию о владельцах сайта, его контактных данных, предоставляемых услугах и т.п.

4.5.3. уточнение требований к товарному виду и прочих правил
дистанционной торговли;

4.5.4. уточнение правил осуществления деятельности, регламентируемой отдельными НПА, через Интернет, в том числе медицинская и фармацевтическая деятельность, продажа алкогольных напитков и др.

4.5.5. уточнение механизма налогообложения доходов, получаемых собственниками сайтов в сети Интернет.

4.6 Определение особенностей деятельности электронных средств массовой информации

4.6.1. определение пределов ответственности сетевых СМИ за распространение информации, нарушающей законодательство Российской Федерации, если такая информация содержится в комментариях читателей к материалам, опубликованным в данных СМИ;

4.6.2. определение степени ответственности сетевых СМИ при цитировании источников.

4.7 Защита авторских, интеллектуальных и смежных прав

4.7.1. приравнивание электронных способов принятия лицензионного договора к письменной форме;

4.7.2. введение института «открытых лицензий» и уточнение способов передачи произведений в общественное достояние;

4.7.3. определение степени и условий привлечения к ответственности пользователей и информационных посредников за контент, нарушающий законодательство об авторском праве, а также определение порядка информационного взаимодействия всех заинтересованных субъектов при выявлении фактов нарушения авторских прав;

4.7.4. расширение сферы свободного использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения, и культурных ценностей в информационных, научных, учебных или культурных целях;

4.7.5. уточнение условий возможности воспроизведения контента, защищенного авторским правом, в личных целях.

4.8 Обеспечение гарантий сетевой нейтральности

4.8.1. определение условий, при которых сторона, ответственная за передачу или маршрутизацию данных, обязана одинаково относится к любому пакету данных, вне зависимости от контента, источника или назначения, сервиса, терминала или приложения;

4.8.2. установление запрета любой дискриминации трафика или ухудшения качества услуг, которое нельзя отнести к необходимым техническим требованиям для адекватного предоставления услуг.

4.9 Использование сети Интернет для реализации прямой
демократии

Создание правовой основы для:

• проведения электронного голосования и референдумов;

• участия граждан в государственном управлении и муниципальном самоуправлении посредством сети Интернет;

• участия граждан в принятии общественно значимых решений с использованием сети Интернет;

• организации электронных консультаций, дискуссий, опросов и т.п.

4.10 Совершенствование механизмов, направленных на
предотвращение правонарушений в сети Интернет

4.10.1. уточнение терминов и понятий, используемых при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий;

4.10.2. определение объекта преступлений, совершаемых с применением ИКТ;

4.10.3. уточнение диспозиций статей УК РФ, посвященных
преступлениям, совершаемым с применением ИКТ, и введение
квалифицирующего признака в виде совершения деяния с использованием ИКТ;

4.10.4. уточнение методов правового противодействия преступлениям, совершаемым с применением ИКТ, в т.ч. распространению ненадлежащей рекламы, вредоносной информации, мошенническим действиям в сети Интернет и т.п.

5. Выводы

5.1. Юридическим последствием регулирования правоотношений в сети Интернет в Российской Федерации станет развитие федерального законодательства в области информационных технологий, связи, средств массовой информации, защиты прав граждан, а также уточнение правового статуса субъектов права, создание правовых условий для развития общественных отношений, связанных с использованием сети Интернет.

5.2. При этом не вызывает сомнений, необходимость достижения равновесной правоприменительной ситуации как в сети Интернет, так и вне ее пределов. Это возможно только посредством обеспечения равенства соблюдения прав и свобод в сети, аналогичных правам и свободам, оберегающим общественные правоотношения вне Интернета.



' Исследование Фонда «Общественное мнение» (http://therunet.com/news/632-v-internet-ezhednevno-zahodyat-bolee-50-mln-/hitelc\ -rossii)

[2]По данным сервиса «Домены России» (http://statdom.ru)

[3] Исследование W3Techs. (http://lenta.ru/news/2013/03/21/strussian/)

[4] Исследование W3Techs. (http://lenta.ru/news/2013/03/21/strussian/)

[5] Доклад главы БСТМ МВД России А. Мошкова на конференции, «Antifraud Russia - 2012» (http://www.itar-tass.com/cl/584459.html)

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России