Блоги членов Совета

Справка ФМС России о поддержке рекомендаций Совета о помощи переселенцам из Украины

СПРАВКА
о позиции ФМС России по результатам рассмотрения рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Гражданское участие в судьбе украинских беженцев»

Пункт 1 рекомендаций поддерживается.
В случае создания с участием представителей Совета постоянно действующего координирующего органа для обеспечения оперативного взаимодействия между структурами гражданского общества и заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ФМС России готова принять участие в его деятельности в соответствии со своей компетенцией.

Пункт 2 рекомендаций не поддерживается.
Вопрос продления срока разрешенного пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, решён в рамках действующего законодательства.
Территориальными органами ФМС России в рамках пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается на каждый период в сто восемьдесят суток до урегулирования ситуации на Украине.
Это относится и к гражданам Украины оказавшихся на территории Российской Федерации на положении «беженцев на месте». Граждане Украины, оказавшиеся без документов удостоверяющих личность данной категории имеют возможность урегулировать свое правовое положение на территории Российской Федерации, обратившись с заявлением о предоставлении временного убежища.

Пункт 3 рекомендаций не поддерживается.
Территориальные ограничения в предоставлении временного убежища и в признании граждан Украины беженцами в законодательстве Российской Федерации отсутствуют.
Прибывающие граждане Украины распределяются по территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 691 «Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке», изданным во исполнение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О беженцах».
В соответствии с указанным постановлением для г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Чеченской Республики и пограничных с Украиной субъектов Российской Федерации установлена «нулевая» квота.
В этой связи, граждане Украины, находящиеся на территории указанных субъектов Российской Федерации и не обратившиеся до 1 августа 2014 года с заявлением о предоставлении временного убежища на территории или с ходатайством о признании беженцем на Российской Федерации, могут реализовать свое право на обращение с указанным заявлением или ходатайством в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 2014 г. № 4528-1 «О беженцах» в любом другом субъекте Российской Федерации.
По вопросу переезда в другой субъект Российской Федерации необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России по месту пребывания, который окажет содействие в переезде за счет средств Федерального бюджета.
Кроме того, ФМС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации». Проект постановления, в том числе, предусматривает дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» пунктом 6 следующего содержания:
«6. Прилагаемые Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке не распространяются на лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории Московской области и г. Москвы, за исключением лиц, проживающих в жилых помещениях на территории данных субъектов у родственников (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры) - граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на проживание в Российской Федерации.».
Это изменение позволит не только снять избыточную нагрузку на столичный регион, но и принимать в столичном регионе граждан Украины, которым родственники, проживающие в этом регионе, могут оказать помощь в их обустройстве.
Предоставленные пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О беженцах» полномочия Правительства Российской Федерации по установлению квот по распределению по субъектам Российской Федерации лиц, получивших статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации, до настоящего времени не применялись и соответствующие квоты не устанавливались из за относительно небольшого количества указанных лиц в Российской Федерации.

Пункт 4 рекомендаций не поддерживается. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права постоянно проживать в Российской Федерации.
В силу характера и условий прибытия граждан Украины в Российскую Федерацию цель дальнейшего постоянного проживания в Российской Федерации для них не является очевидной. Многие граждане Украины не имеют действительных документов, удостоверяющих личность.
В связи с этим предложение о выдаче им видов на жительство не поддержи вается.
Упрощать процедуру и сокращать сроки предоставления вида на жительство в Российской Федерации гражданам Украины нет необходимости, поскольку выходцы из Украины, получившие временное убежище или ставшие участниками Государственной программы по переселению соотечественников, имеют возможность получить гражданство Российской Федерации минуя стадию постоянного проживания с видом на жительство.

Пункт 5 рекомендаций не поддерживается.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № 531 внесены изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, дополнившие категорию лиц, имеющих право стать участниками данной Государственной программы, иностранными гражданами и лицами без гражданства, получившими временное убежище в Российской Федерации.
Данная норма распространяется также и на граждан Украины, прибывших из Донецкой и Луганской областей Украины, и получивших временное убежище на территории Российской Федерации.

Пункт 6 рекомендаций не поддерживается.
Предлагаемое изменение в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (часть 7 статьи 14), направленное на снятие условия наличия регистрации по месту жительства на территории России противоречит концепции Федерального закона, базирующейся на принципе постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государства приобретаемого гражданства. Для лиц, не имеющих места жительства в России, предусмотрена возможность приобретения российского гражданства за ее пределами.

Пункт 7 рекомендаций не поддерживается. Применение к приобретающим российское гражданство «носителям русского языка» из числа граждан Украины норму о документе, подтверждающем обращение заявителя об отказе от имеющего гражданства иностранного государства, изложенную в абзаце 5 пункта 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, противоречит норме Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (часть 2.1 статьи 14), определяющей условием приема в гражданство Российской Федерации отказ от имеющегося гражданства иностранного государства, но не обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства.
Кроме того, это противоречит принципу гражданства Российской Федерации, запрещающему положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Пункт 8 рекомендаций не поддерживается.
Перечень документов, принимаемых в качестве доказательств проживания иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, а также его родственников по прямой восходящей линии, на территории Российской Федерации, определенный Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, не носит ограниченный характер.

Пункт 9 рекомендаций поддерживается.
В настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в целях устранения юридико-технической ошибки, допущенной в пункте «в» части 2.1 статьи 14.

Пункт 10 рекомендаций поддерживается. Все заявления выходцев из Украины о желании быть участником Государственной программы по переселению соотечественников территориальными органами ФМС России удовлетворяются. Используются также другие возможности легализации граждан Украины - через предоставление разрешения на временное проживание (РВП), предоставление гражданства в упрощенном порядке, предусмотренные статьёй 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Пункт 11 рекомендаций не поддерживается.
Это предусмотрено Правилами оказания содействия гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2014 № 936 «Об оказании содействия гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации» и Правилами оказания содействия иностранному гражданину (лицу без гражданства), получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2012 № 595 «О порядке оказания содействия иностранному гражданину (лицу без гражданства), получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Пункт 12 рекомендаций не поддерживается.
ФМС России 26 июля 2014 г. заключен государственный контракт с ОАО «Федеральная пассажирская компания» на выполнение железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования, в т.ч. формируются специальные поезда. При необходимости используются другие виды транспорта, в т.ч. воздушный.
Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2014 № 936 «Об оказании содействия гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации» и от 18 июня 2012 № 595 «О порядке оказания содействия иностранному гражданину (лицу без гражданства), получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» позволяют использовать другие виды транспорта.
За период с 26 августа по 25 сентября с.г., в основном, из приграничных регионов в другие субъекты Российской Федерации перевезено 49390 граждан Украины, в т.ч. из Ростовской области - 35709 чел., из Республики Крым - 9724, г. Севастополя - 1537 чел.

Пункт 13 рекомендаций не поддерживается.
Территориальные органы ФМС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской   Федерации в упрощенном   порядке»   принимают   решения о предоставлении временного убежища в течение 3-х дней с момента обращения лица за убежищем. В течение этих трех дней гражданин Украины не сможет найти работу.

Пункт 14 рекомендаций не поддерживается. Доводы изложены к п. 13.

Пункт 19 рекомендаций не поддерживается.
Указанная в рекомендациях памятка разработана ФМС России и 23 июня с.г. направлена во все территориальные органы ФМС России для использования в работе с гражданами Украины.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12.09.2014 № 926 «Об отдельных мерах по организации пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» Федеральной службе безопасности Российской Федерации при осуществлении пограничного контроля предписано принять меры по выдаче миграционных карт гражданам Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке через местные пункты пропуска (места пересечения границы), с проставлением в них отметки о въезде в Российскую Федерацию и организовать направление граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке (далее - граждане Украины и лица без гражданства), в территориальные органы Федеральной миграционной службы либо во временные информационные пункты, организованные указанной Службой в соответствующем субъекте Российской Федерации, в том числе, в местных пунктах пропуска (местах пересечения границы).

Пункт 20 рекомендаций поддерживается.
В ФМС России создано специальное структурное подразделение -Управление содействия интеграции, в обязанности которого входит решение вопросов, изложенных в данном пункте рекомендаций.

Пункт 22 рекомендаций не поддерживается.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства РФ от 12.09.2014 № 926 «Об отдельных мерах по организации пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» предусмотрено до наступления отопительного периода обеспечить по мере распределения по иным субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, преобразование пунктов временного размещения в целях использования их для пребывания граждан Украины и лиц без гражданства только на срок, необходимый для организации дальнейшего следования в иной субъект Российской Федерации, но не более 3 суток.

В настоящее время с учетом приближения холодов ликвидированы все мобильные (палаточные) ПВРы. Действующие ПВРы позволяют обеспечивать размещение граждан в условиях осеннее - зимнего периода. В ПВРах осуществляется предоставление питания, обеспечение предметами первой необходимости, медицинское обслуживание и обеспечение лекарствами, психологическая помощь, юридическая помощь и помощь в устройстве на работу, учебу и в дошкольные учреждения.

ФМС России

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России