Блоги членов Совета

протокол совещания 29 августа 2013 г.

ПРОТОКОЛ № 3

совещания Постоянной комиссий по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

г. Москва                                                                                           29 августа 2013 г.

Присутствовали:

Члены Совета: А.В. Бабушкин, Е.А. Бобров (руководитель Постоянной комиссии), А.М. Верховский, В.П. Шапошников, эксперт Совета Л.А. Жирова

Повестка дня:

1. Совершенствование процедуры регистрационного учета граждан Российской Федерации и обсуждение предложений по доработке президентского законопроекта № 200753-1 об ужесточении ответственности за организацию «резиновых домов», а также принятие мер к прекращению торговли государственными документами.

2. Подведение итогов деятельности Комиссии за 9 месяцев и определение плана работы на период с сентября 2013 г. по июнь 2014 г.

По первому вопросу:

Выступали:

- Е.А. Бобров: Система регистрационного учета граждан Российской Федерации нуждается в совершенствовании: необходимо максимально упростить процедуру и основания регистрационного учета россиян, чтобы абсолютно все граждане имели возможность быть зарегистрированными в уведомительном порядке. Законопроект № 200753-6 об ужесточении ответственности за организацию «резиновых домов», внесенный Президентом РФ в Госдуму 09.01.2013 г., содержит ряд непродуманных коррупционных предложений, подлежащих корректировке либо исключению. Комиссией подготовлен собственный законопроект, который предложил принять за основу для дальнейшей работы.

- Л.А. Жирова: Следует уточнить у разработчиков законопроекта № 200753-6 использованный в статье 2 понятийный аппарат, разведя понятия места жительства / пребывания и регистрации в нем (в т.ч. для целей статистического и адресного учетов), а также содержание фразы «нахождение в данном месте жительства (пребывания)», употреблённое в понятиях «регистрационный учет» и «регистрация».

- А.В. Бабушкин: Необходимо «отвязать» регистрацию от жилищных, гражданских и других прав, а также согласия других лиц на ее оформление. Не имеющие условий для регистрации в помещении лица должны иметь возможность зарегистрироваться по адресу работодателя, а при его отсутствии – по местонахождению районного отдела ФМС.

Решили:

По результатам обсуждения участники Комиссии пришли к следующим выводам:

1. Полностью отказаться от регистрационного учета в настоящее время нельзя, т.к. он является наиболее удобным средством:

- определения места жительства или пребывания для реализации прав, увязываемых с (единственным) местом проживания. Это, прежде всего, избирательные права и социальные льготы, финансируемые за счет средств субъектов (регистрационный учет определяет место «прикрепления» человека к документу, дающему право на их получение),

- связи с человеком по почтовому адресу проживания.

2. Через несколько лет от существующей системы регистрационного учета по месту жительства и пребывания можно будет отказаться (увязка с помещением станет излишней), перейдя на электронный учет, увязанный с номером ИНН или СНИЛС. Для этого необходимо ввести общероссийский Государственный регистр населения.

3. Регистрационный учет не следует усложнять введением метража на проживающего человека, требуемого для его регистрации.

4. Процедуру и основания регистрационного учета необходимо максимально упростить, чтобы абсолютно все граждане имели возможность быть зарегистрированными:

- процедуру следует сделать уведомительной, без принятия органом регистрационного учета решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета – упрочив возможность оформления регистрации по почте, Интернету и, возможно, через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, порты и др.);

- основания следует максимально расширить, чтобы исключить категории граждан, не подлежащие регистрации. Для этого действующий механизм регистрационного учета возможно изменить на следующий (по наличию условий, в порядке убывания): помещение (жилое, нежилое) – работодатель - районный отдел ФМС.

Подробнее:

- гражданин регистрируется в жилом помещении, представляя документ о праве пользования этим жильем либо согласие проживающего лица на вселение (существующий порядок),

- не имеющий жилого помещения гражданин регистрируется в любом помещении, в котором проживает/пребывает, представляя жилищный документ,

- работающий граждан, не имеющий помещения, документа о вселении либо проживающий в помещении работодателя без почтового адреса регистрируется по адресу работодателя: фактическому (при наличии почтового адреса) либо юридическому при отсутствии фактического. В зависимости от характера проживания он регистрируется по месту жительства или по месту пребывания – характер проживания указывает сам. В форме заявления о регистрации он указывает действительный адрес либо точное место проживания, а при отсутствии документа о вселении причину его отсутствия,

- не имеющий помещения либо жилищного документа неработающий граждан регистрируется по адресу территориального отдела ФМС России по месту своего жительства/пребывания. При отсутствии удостоверяющего личность документа, гражданин получает в территориальном отделе ФМС временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, действующее до выдачи паспорта, и регистрируется по нему.

5. Комиссия отмечает, что схожая уведомительная процедура и основания регистрационного учета успешно зарекомендовали себя на практике с 2006 г. системой миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, в т.ч. по месту нахождения работодателя и в нежилом помещении.

6. Принять за основу для дальнейшей работы разработанный Комиссией компромиссный проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 27.06.93 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», основные положения которого сводятся к следующему:

- разведены понятия места жительства / пребывания (статистический учет) и регистрации по месту жительства / пребывания (адресный учет);

- регистрация по месту жительства – обязанность, регистрация по месту пребывания – право в случае пребывания до 90 дней и обязанность – в случае прибытия для работы или обучения, т.к. это, как правило, достаточно длительный период;

- предусмотрена регистрация в любом помещении, не обязательно жилом;

- регистрация концептуально увязана с адресом помещения, а при его отсутствии (напр., труднодоступная местность) либо отсутствии жилищного документа предусмотрена регистрация россиян по месту пребывания по адресу нахождения работодателя (адрес организации). Неработающие граждане, не имеющие помещения и жилищного документа, регистрируются по адресу районного отдела ФМС по месту проживания. Это в равной мере относится к регистрации и по месту жительства, и по месту пребывания, а также одинаково распространяется на «местных жителей» и трудовых мигрантов - граждан Российской Федерации;

- статья 6.1. о регистрации кочевников изменена в статью о регистрации граждан без определенного места жительства и утративших паспорт: эти граждане регистрируются по адресу районного отдела ФМС, а утратившие паспорт – по временному удостоверению личности гражданина РФ;

- введены нормы о немедленном и бесплатном получении проживающим гражданином информации о зарегистрированных у него лицах, а также об ответственности должностных лиц, ответственных за регистрацию, и органа регистрационного учета за нарушение сроков или необоснованный отказ в оформлении регистрации.

Учитывая выводы, изложенные в экспертном заключении Постоянной комиссии СПЧ по миграционной политике от 29.01.2013 г., из внесенного Президентом РФ в Госдуму законопроекта № 200753-6, по мнению Комиссии, следует исключить положения:

- о фиктивной регистрации и ответственности за ее оформление (действующие статьи 292, 293, 322.1, 327 и др. УК РФ уже предусматривают ответственность за аналогичные составы преступлений), о снятии с «фиктивного» регистрационного учета по решению отдела ФМС (ст. 9 действующего Закона от 25.06.93 г. № 5242-1 предусмотрен судебный порядок),

- об увеличении размера штрафов за проживание гражданина РФ без паспорта, регистрации либо за допущение проживания без регистрации (в т.ч. повышенными штрафами в Москве и Санкт-Петербурге). Размер штрафов юридических лиц целесообразно снизить за деяния, не содержащие состава преступления.

7. Ужесточение миграционного законодательства приводит к усилению теневого рынка продажи государственных документов. В связи с непринятием органами государственной власти и правоохранительными органами мер по прекращению теневого рынка продажи государственных документов и рекламы этих услуг по ранее направленным обращениям, продолжить работу по содействию прекращению данной деятельности и пригласить на специальное заседание Совета должностных лиц соответствующих органов.

8. Провести в сентябре – октябре 2013 г. специальное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему эффективности борьбы с нелегальной миграцией и ужесточения ответственности за ее организацию, подготовку которого поручить члену Совета Е.А. Боброву и экспертам Совета Л.А. Жировой и С.С. Скотникову.

По второму вопросу:

- Е.А. Бобров: из 10 запланированных на ноябрь 2012 г. – 2013 г. задач успешно реализуются 7. Определить ранее запланированные задачи приоритетами в деятельности Комиссии на период с сентября 2013 г. по июнь 2014 г., новые направления работы согласовать с участниками Комиссии дистанционно и утвердить на следующем совещании Комиссии.

Решили:

Определить ранее запланированные задачи приоритетами в деятельности Комиссии на период с сентября 2013 г. по июнь 2014 г., новые направления работы согласовать с участниками Комиссии дистанционно и утвердить на следующем совещании Комиссии.


Руководитель Постоянной комиссии по миграционной политике

и защите прав человека в сфере межнациональных отношений СПЧ 


 Е.А. Бобров


Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России