Блоги членов Совета

Протокол совещания, 13 июня 2013 г.

ПРОТОКОЛ № 2
совещания Постоянных комиссий
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека:
по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений, по правам человека за рубежом,
по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы

г. Москва                                                                       13 июня 2013 г.

Присутствовали:

Члены Совета: Е.А. Бобров (руководитель Постоянной комиссии по миграционной политике), А.М. Верховский, А.Ю. Юров (руководитель Постоянной комиссии по правам человека за рубежом), эксперты Совета: В.М. Гефтер, Е.В. Коростелева и Е.З. Рябинина

Повестка дня:

Анализ ситуации и обсуждение предложений по совершенствованию процедур, касающихся института убежища на территории РФ, а также правового регулирования в сфере выдворения, депортации и экстрадиции иностранных граждан и лиц без гражданства для возможной подготовки по ним специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Выступали:

Основной докладчик Е.З. Рябинина:

а) по вопросам экстрадиции:

известны многочисленные случаи нарушения органами власти Российской Федерации международных обязательств о невыдаче в страны, где существует реальный риск применения запрещенного обращения к выдаваемым лицам. Можно уверенно говорить о систематическом применении правоохранительными органами и спецслужбами ряда способов противоправной передачи иностранным государствам лиц, требуемых ими к выдаче.

В частности:

- и Генеральной прокуратурой, и судами игнорируются решения Европейского суда по правам человека, положения Федерального закона «О беженцах», постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» и от 27.06.2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней»;

- при наличии предусмотренных УПК РФ препятствий для принятия решений о выдаче систематически практикуется подмена экстрадиции выдворением, причем по инициативе органов прокуратуры;

- в случаях невозможности исполнения решений о выдаче или высылке из-за приостановления исполнения либо окончательного запрета на исполнение Европейским судом по правам человека органами власти Российской Федерации практикуются похищения и незаконный вывоз запрашиваемых к выдаче лиц в государства - инициаторы розыска;

б) по вопросам убежища:

- фактически прекращено предоставление статуса беженца на территории России (за 2012 г. статус получили 16 семей /38 чел./) и резко сокращено предоставление временного убежища: в 2012 г. временное убежище получили 428 семей/571 чел, тогда как в 2009 г. - 1859 семей/2270 чел, т.е., за 3 года – более чем четырехкратное сокращение;

- практикуются отказы ФМС России, обусловленные позицией ФСБ России, в предоставлении или продлении временного убежища лицам, возвращение которых в страны исхода влечет риск применения к ним запрещенного обращения (в т.ч., установленный решениями российских судов), чем нарушается абсолютный запрет на выдачу в условия пыток. Это неизбежно приведет к резкому росту количества обращений в ЕСПЧ;

в) по вопросам корреляции убежища и экстрадиции:

- используются незаконные механизмы «утечки» в страны исхода информации об обращениях заявителей за убежищем (через МВД, ФСБ и органы прокуратуры, которые не связаны обязательством соблюдения конфиденциальности сведений о заявителях);

- у искателей убежища отсутствует правовая защита от ареста с целью последующей экстрадиции. В результате возникает опасность, которую представляет обращение за убежищем для заявителей, находящихся в розыске в странах исхода или обоснованно предполагающих, что они могли быть объявлены в розыск.

Решили:

1. Проанализировать совместно с ФМС России, Генпрокуратурой России и ФСБ России наиболее резонансные случаи несоблюдения органами власти Российской Федерации международных стандартов при экстрадиции, выдворении, депортации иностранных граждан и лиц без гражданства и отказа в предоставлении им убежища, и при наличии нарушений предложить данным органам искоренить незаконную практику.

2. ФМС России обеспечить эффективный контроль за конфиденциальностью информации об обращении лица за предоставлением убежища. В частности, разработать методические указания для органов прокуратуры, МВД России и ФСБ России, исключающие разглашение информации об обращении лица за убежищем в Российской Федерации, в т.ч. при истребовании материалов у государства-инициатора розыска по экстрадиционным делам.

3. Предложить Верховному Суду РФ и Правительству РФ установить эффективный судебный и ведомственный контроль за соблюдением требований, изложенных в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» и от 27.06.2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» при решении вопросов экстрадиции.

4. Прекратить незаконную практику подмены экстрадиции выдворением, а также нарушения принципа невысылки искателей убежища и лиц, которым в запрашивающем государстве грозит применение запрещенного обращения, учитывать реальную ситуацию в стране назначения и исключить предъявление таким лицам требований предоставить «неопровержимые доказательства» наличия угрозы пыток в государстве назначения.

5. Предложить органам ФМС России искоренить практику нарушений основополагающих принципов международного права при выдворении и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, установить эффективный ведомственный контроль за обоснованностью принимаемых решений в данной сфере.

6. Запросить у МИД России официальные обзоры ситуаций с положением прав человека в странах исхода основных категорий искателей убежища и разработать «справки по ситуации» с участием представителей МИД России и экспертов, в т.ч. международных. В дальнейшем организовать мониторинг ситуации в данных странах с взаимным участием для возможной корректировки указанных «справок по ситуации».

7. Внести изменение в постановление Правительства РФ от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», которым установить обязанность продления справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на время обжалования отказа в его предоставлении.

8. В целом необходимо повысить правовой уровень статуса временного убежища, констатировав принципиальное различие его правовой природы и правовой природы статуса беженца.

9. Провести в сентябре – октябре 2013 г. специальное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Защита прав человека при выдворении, депортации, экстрадиции и предоставлении временного убежища», ответственным за его подготовку назначить члена Совета Е.А. Боброва и эксперта Совета Е.З. Рябинину.

Руководитель Постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений СПЧ

 Е.А. Бобров 

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России