Блоги членов Совета

Проект упрощенного механизма регистрационного учета граждан Российской Федерации

проект

Упрощенный механизм регистрационного учета

граждан Российской Федерации

Целью является достоверная возможность связи с гражданином путем получения им почтовой корреспонденции (по адресу проживания)

Механизм состоит из трех этапов:

- на первом гражданин подает заявление с копией удостоверяющего личность документа и получает квитанцию об этом,

- на втором ему высылается свидетельство о регистрации,

- на третьем в паспорт проставляется штамп о регистрации (по желанию).

Первый этап:

Не позднее 3 дней по прибытии на новое место жительства гражданин обращается в государственную службу (либо в терминал), где:

- получает бланк заявления о регистрации места жительства. В целях регистрационного учета местом жительства может быть любое место, оборудованное почтовым ящиком;

- копирует документ, удостоверяющий личность (любой документ, выданный органом внутренних дел с фотографией: паспорт, военный билет, водительское удостоверение, временное удостоверение личности гражданина РФ и др.). Сотрудник либо терминал обеспечивают надлежащее копирование.

Заполнив заявление и приложив к нему копию удостоверяющего личность документа, гражданин:

- сдает их сотруднику органа регистрационного учета (либо в терминал),

- получает квитанцию о подаче заявления о регистрации места жительства, которая действует 10 дней (чуть больше контрольного срока доставки почтовой корреспонденции в населенном пункте).

Второй этап:

Гражданин получает по почте свидетельство о регистрации места жительства по указанному в его заявлении адресу (заказным письмом с уведомлением).

Третий этап (по желанию):

Гражданин может обратиться в государственную службу для проставления штампа о регистрации в паспорт, для чего представляет полученное по почте свидетельство о регистрации.

В пунктах массового прибытия граждан обязательно должна быть государственная служба (консультации, помощь в составлении заявления).

Задачи по сравнению с существующим механизмом:

- предлагаемый механизм является действительно уведомительным. Процедура занимает 2 - 5 минут, без очередей и оснований отказа;

- уходим от жилищных документов, жилищных норм и жилищного законодательства, когда целые социальные группы не удовлетворяют требованиям, необходимым для их регистрации. Исключается невозможность регистрации граждан, не имеющих надлежащих жилищных условий или документов (жители ветхих и аварийных домов; переселенцы; жители общежитий; граждане, не имеющие согласия на вселение всех проживающих, согласия наймодателя /в случае превышения нормы площади жилья/; и др.). Существующие в ряде регионов «забюрократизированность» процедуры регистрации и злоупотребления органов власти общеизвестны;

- уходим от жилого помещения. Исключается невозможность регистрации на даче, в садовом домике и нежилом помещении (в т.ч. использующимся в качестве жилого, но официально не переведенном в жилой фонд /таких много в специализированном жилищном фонде, служебном жилье и т.д./);

- функции по регистрации передаются государственной (возможно статистической) службе, т.к. они не свойственны полицейским органам (ФМС России);

- достигается важнейшая цель регистрационного учета - полнота и достоверность.

Аналогично существующему институту регистрационного учета в предлагаемом будет установлен запрет на увязывание реализации прав граждан с наличием регистрации. Только в отличие от существующей системы он будет не декларативным, а реально действующим. Регистрация не будет использоваться в качестве «средства регулирования миграции».

По сути, регистрация нужна гражданину только для определения участка, в избирательный список которого он будет внесен на голосовании, и для получения им документов по почте (сообщения ПФР, налоговые квитанции, штрафы и др.).

Предлагаемый механизм уменьшит коррупцию, исключит позорящую государство практику массовой продажи регистрации через объявления в метро, прессе и интернете, так называемые «резиновые дома» и позволит сделать регистрационный учет достоверным, что требуется государству и обществу.

В случае непроживания гражданина по заявленному адресу государственные службы и организации (суд, служба судебных приставов, Пенсионный фонд РФ, налоговая инспекция, банк и др.) направляют обращения по нему, и они считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает (ст. 118 Гражданского процессуального кодекса РФ, в т.ч. применяемая по аналогии закона).

Для введения нового механизма регистрационного учета следует изменить Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» от 25.06.93 г. и принятые в его исполнение подзаконные акты, и передать функции по регистрационному учету государственной службе.

10 января 2013 г.

разработан Рабочей группой по миграционной политике

и защите прав человека в сфере межнациональных отношений

Совета при Президенте РФ по развитию

гражданского общества и правам человека

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России