Блоги членов Совета

Обзор по "резиновым квартирам"

Экспертный обзор изменения законодательства об ужесточении ответственности за проживание физических лиц без регистрации (прописки) и запрете так называемых «резиновых квартир»

31 января 2011 г. депутатом Госдумы Крашенинниковым П.В. в Госдуму внесен проект федерального закона № 494206-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Законопроект о запрете «резиновых квартир»). Внося изменения в федеральные законы о регистрации граждан Российской Федерации, миграционном учете иностранцев и регистрации недвижимости, он преследует цель установить ограничение в регистрации граждан по метражу жилья учетной нормой площади жилья (в Москве 10 кв. м на человека, в других субъектах Федерации - меньше). Ограничения не распространяются на членов семьи (супруга, детей и родителей), другим же лицам в случае «нехватки» метража для регистрации потребуется решение суда о признании членом семьи.

9 января 2013 г. Президент РФ внес в Госдуму проект федерального закона № 200753-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», (далее – Законопроект об ужесточении режима прописки). Устанавливая понятие фиктивной регистрации (на основании недостоверных документов и без намерения проживать), он вводит уголовную ответственность за это: от штрафа в 100.000 - 500.000 руб. до лишения свободы до 3 лет. Одновременно в 2 - 3 раза усиливает административную ответственность за проживание без паспорта, регистрации (по месту жительства или пребывания), допущение владельцем жилья проживания кого-либо без регистрации с 1.500 – 2.500 руб. до 2.000 – 7.000 руб., устанавливает новые санкции: штраф для должностных лиц (30.000 – 50.000 руб.) и юридических лиц (250.000 – 800.000 руб.), причем в Москве и Санкт-Петербурге размер повышенный. Обращает на себя внимание внесение законопроекта в Госдуму с отрицательным замечанием в официальным отзыве Правительства РФ от 03.12.2012 г., ссылающегося на отсутствие процедуры выявления незарегистрированных лиц и неопределение органа государственной власти, полномочного утвердить данный порядок.

10 января 2013 г. публикуется проект упрощенного механизма регистрационного учета граждан РФ, подготовленный Комиссией по миграционной политике Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Комиссия СПЧ по миграционной политике). В нем предлагается по-настоящему уведомительная регистрация россиян при предъявлении только паспорта (исключается жилищный документ) через терминалы, аналогичные пунктам оплаты за телефон. Свидетельство о регистрации гражданин получает по почте по собственноручно введенному адресу проживания.

В январе 2013 г. создается группа противодействия принятию закона о прописке «Прописке-нет!», которой в период с 19 февраля по 25 марта в порядке официальной общественной инициативы удалось собрать более 100 тысяч подписей против принятия законопроекта № 200753-6 об ужесточении режима прописки.

29 января 2013 г. Комиссия СПЧ по миграционной политике в экспертном заключении подвергла резкой критике законопроекты № 494206-5 о запрете «резиновых» квартир и № 200753-6 об ужесточении режима прописки. По мнению Комиссии, законопроекты превращают институт уведомительной регистрации в свою противоположность, искажая основную цель регистрационного учета как исключительно средства учета населения, что приведет к его заведомой недостоверности, воспрепятствуют гражданам в реализации возложенной на них законом обязанности зарегистрироваться, что грубо нарушит конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Сочтя законопроекты неэффективными и нереализуемыми мерами, следствием которых станет лишь всплеск коррупции за непривлечение к усиленной ответственности (в т.ч. к уголовной), прежде всего, из-за отсутствия надлежащих жилищно-бытовых условий, вынужденное оформление «фиктивной» регистрации и проживание у родственников, Комиссия пришла к выводу, что правильно поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в этой сфере планируется достичь неправильными средствами. По мнению Комиссии, законопроекты подлежат кардинальной переработке, и следует либо сохранить институт регистрационного учета в неизменном виде либо упростить его, взяв за основу проект, разработанный Комиссией.

15 февраля 2013 г. законопроект № 200753-6 об ужесточении режима прописки принимается Госдумой в первом чтении фактически единогласно (1 депутат воздержался и 1 был против).

1 марта 2013 г. в заключении Общественной палаты РФ законопроект № 200753-6 об ужесточении режима прописки был в целом одобрен, за исключением поправок в Уголовный кодекс РФ об усилении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию. Общественная палата РФ обратила внимание на препятствующее всеобщей регистрации требование действующего законодательства о предоставлении для регистрации жилищного документа о законности вселения, недопустимое увязывание права на жилье с наличием регистрации и отсутствие в законопроекте процедуры выявления незарегистрированных граждан.

29 августа 2013 г. Комиссией СПЧ по миграционной политике разработан новый порядок регистрационного учета граждан РФ (протокол № 3) из взятого за основу механизма миграционного учета иностранных граждан, успешно зарекомендовавшего себя на практике с 2007 г. Основные положения нового порядка сводятся к возможности регистрации абсолютно всех категорий граждан РФ в помещениях, в которых они проживают (вне зависимости от того, жилое оно или нет); не имеющий помещения гражданин регистрируется по адресу работодателя (место работы); ни имеющий ни помещения, ни работодателя гражданин регистрируется по адресу районного отдела ФМС, на территории которого проживает. Регистрацию по месту пребывания предложено сделать добровольной (т.е. не обязательной).

4 сентября 2013 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) разработанный Комиссией СПЧ по миграционной политике механизм упрощения регистрации россиян (внесения поправок в законопроект № 200753-6) встретил поддержку у Президента РФ В.Путина.
24 сентября 2013 г. поручением Президента РФ № Пр-2230 Совету поручено подготовить предложения по совершенствованию законодательства РФ о регистрационном учете граждан РФ, а также о мерах по усилению ответственности за незаконный оборот документов, удостоверяющих личность и наличие специальных прав (п. 5 «г») в срок до 1 декабря 2013 г.

19 и 26 ноября 2013 г. на специальных заседаниях Совета во исполнение поручения президента РФ приняты Предложения Совета по совершенствованию законодательства РФ о регистрационном учете граждан РФ, а также о мерах по усилению ответственности за незаконный оборот документов и 28 ноября 2013 г. направлены Президенту РФ.

10 декабря 2013 г. на встрече членов Совета с Президентом РФ в Ново-Огарево обсуждался вопрос внесения изменений в законопроект № 200753-6 в части упрощения регистрации россиян по выполненному Советом поручению Президента РФ. Члены Совета предложили внести в законопроект изменения ко второму чтению.

13 декабря 2013 г. законопроект № 200753-6 об ужесточении режима прописки принят Госдумой во втором и третьем чтениях без внесения предложений Совета, затем одобрен Советом Федерации.

21 декабря 2013 г. федеральный закон № 376-ФЗ (законопроект № 200753-6) подписан Президентом РФ и 3 января 2014 г. вступил в законную силу.

Законопроект депутата Крашенинникова П.В. № 494206-5 о запрете «резиновых квартир» (запрете регистрации при наличии площади жилого помещения менее учетной нормы) по состоянию на март 2013 г. Государственной думой не принят.

30 декабря 2013 г. Главное государственно-правовое управление Президента РФ сообщает, что в связи с подписанием Президентом РФ федерального закона № 376-ФЗ предложения Совета по совершенствованию законодательства о регистрационном учете россиян могут быть рассмотрены только с учетом практики реализации данного закона.

5 февраля 2014 г. ФМС России сочло предложения Совета по упрощению регистрационного учета россиян заслуживающими внимания, но в целом не поддержало, сообщив об их учете в ходе дальнейших мероприятий по совершенствованию системы регистрационного учета населения.

С декабря 2013 г. по март 2014 г. в Совет, Общественную палату РФ и правозащитные организации поступает множество обращений граждан (прежде всего, многодетных семей) с жалобами на массовые проверки участковых инспекторов полиции, и как следствие – требования к ним владельцев жилья о немедленном выселении. Многие жалобы представляют собой крики о помощи и решимости граждан на самые крайние меры, вплоть до самосожжения.

Таким образом, следствием принятия федерального закона от 21.12.2013 г. № 376-ФЗ стала фактическая невозможность арендовать жилье многодетным семьям и другим категориям граждан из-за нежелания владельцев регистрировать их даже по месту пребывания, во многих регионах увеличилась стоимость найма жилья. На рынок нелегальной миграции он повлиял негативным образом, поскольку усилив ответственность за отсутствие регистрации и увеличив количество незарегистрированных граждан, он не создал механизма их регистрации, чем расширил условия для коррупции.

Кроме того, органами власти не предпринимается никаких системных мер по противодействию рынку изготовления и сбыта государственных документов, а также рекламы подобных услуг на улице и в СМИ. С материалами о предпринимаемых СПЧ мерах по борьбе с рынком теневого оборота государственных документов и позиции органов государственной власти можно ознакомиться по данным ссылкам:
- обращение правозащитной организации «Восход» от 12 декабря 2012 г.,
- постановление Зеленоградского ОБЭП об отказе в возбуждении уголовного дела,
- поддельное свидетельство о регистрации в г. Москве директора ФМС России Ромодановского К.О.,
- интервью руководителя Комиссии СПЧ по миграционной политике Е.А. Боброва телеканалу «Дождь».

16 марта 2014 года

Обзор подготовил Евгений Бобров,
руководитель Комиссии Совета по правам человека при президенте РФ по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений


Приложения:

Проект федерального закона № 494206-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Законопроект о запрете «резиновых квартир») http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=494206-5

Проект федерального закона № 200753-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», (далее – Законопроект об ужесточении режима прописки) http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=206753-6

Официальный отзыв Правительства РФ на законопроект № 200753-6 - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=206753-6

Проект упрощенного механизма регистрационного учета граждан РФ, подготовленный Комиссией СПЧ по миграционной политике http://www.president-sovet.ru/structure/gruppa_po_migratsionnoy_politike/materialy/proekt_proshchennogo_mekhanizma_registratsionnogo_ucheta.php

Экспертное заключение Комиссии СПЧ по миграционной политике от 29 января 2013 г. на законопроекты № 494206-5 о запрете «резиновых» квартир и № 200753-6 http://www.president-sovet.ru/structure/gruppa_po_migratsionnoy_politike/materialy/zakonoproekt_494206_5.php

Заключение Общественной палаты РФ законопроект № 200753-6 http://www.oprf.ru/1449/1537/views/1939/newsitem/20747

Новый порядок регистрационного учета граждан РФ, разработанный Комиссией СПЧ по миграционной политике от 29 августа 2013 г. (протокол № 3) http://www.president-sovet.ru/structure/gruppa_po_migratsionnoy_politike/materialy/protokol_zasedaniya_29_avgusta_2013_g.php

Заседание СПЧ с участием Президента РФ 4 сентября 2013 г. (с предложениями о внесении поправок в законопроект № 200753-6 для упрощения регистрации россиян) http://www.kremlin.ru/transcripts/19146

Перечень поручений Президента РФ от 24 сентября 2013 г. № Пр-2230 http://www.kremlin.ru/assignments/19287

Предложения Совета по совершенствованию законодательства РФ о регистрационном учете граждан РФ, а также о мерах по усилению ответственности за незаконный оборот документов от 26 ноября 2013 г. http://www.president-sovet.ru/structure/gruppa_po_migratsionnoy_politike/materialy/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A1%D0%9F%D0%A7%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156010

Ответ ФМС России от 5 февраля 2014 г. на предложения Совета об упрощении регистрации россиян http://president-sovet.ru/sovetu_otvechayut/

Письмо правозащитной организации «Восход» от 12 декабря 2012 г. http://www.president-sovet.ru/structure/gruppa_po_migratsionnoy_politike/materialy/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%A0%D0%9E%D0%9E%20%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4.pdf

Постановление Зеленоградского ОБЭП и поддельная регистрация К.О. Ромодановского http://www.president-sovet.ru/structure/gruppa_po_migratsionnoy_politike/materialy/prodazha_falshivykh_dokumentov.php

Интервью Боброва Е.А. телеканалу Дождь от 8 августа 2013 г. http://tvrain.ru/articles/rukovoditel_komissii_po_migratsionnoj_politike_evgenij_bobrov_my_uzhe_delaem_poddelnyj_pasport_dlja_kolokoltseva_i_medvedeva_no_na_putina_delat_ne_hotjat-349576/

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России