Блоги членов Совета

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 61423-6 «О внесении изменений

в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»,

внесенного Президентом Российской Федерации

Постоянной комиссией по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Комиссия) проведена правовая экспертиза проекта федерального закона № 61423-6 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», внесенного Президентом Российской Федерации (в целях создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации), принятого Государственной Думой во втором чтении 23 апреля 2013 г.

Комиссия отмечает, что принятый во втором чтении законопроект существенно отличается от внесенного Президентом РФ и, по сути, неоправданно меняет его концепцию на противоположную.

Так, в пояснительной записке к законопроекту в первом чтении обоснованно утверждалось, что отсутствие у ребенка, постоянно проживающего за рубежом, гражданства Российской Федерации приводит к невозможности защиты его интересов со стороны России (в том числе посредством оказания дипломатической и консульской поддержки), а также существенно затрудняет реализацию родителем - соотечественником хотя бы минимального объема родительских прав, гарантируемых российским законодательством. Целью предлагаемого законопроекта заявлялось создание максимально упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации проживающим за рубежом ребенком, один из родителей которого - гражданин Российской Федерации.

Поправка вносилась в пункт «а» части 6 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), регулирующий вопросы приобретения гражданства Российской Федерации ребенком или недееспособным лицом, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, проживающим на территории России или за рубежом.

Президентский проект значительно улучшал права родителя - гражданина Российской Федерации на подачу заявления о приеме в российское гражданство его ребенка, проживающего за пределами России, без согласия другого родителя - иностранца. В действующей редакции данного пункта такое согласие не требуется, только если ребенок проживает на территории Российской Федерации.

Однако поправки в главу III Федерального закона, внесенные ко второму чтению депутатом Государственной Думы Плигиным В.Н., значительно ухудшают положение детей, проживающих на территории России с родителем - гражданином Российской Федерации, принятых в гражданство Российской Федерации по заявлению этого родителя.

Получается, что по достижению 18-летия такие дети, приобретя устойчивую правовую и фактическую связь с Россией и стаж проживания в ней более десяти лет, почему-то должны подать заявление о выборе гражданства, и в случае выбора российского гражданства проходить процедуру прекращения гражданства иностранного государства (либо документально доказать, что такое прекращение невозможно).

При этом, если заявление и документы о прекращении иностранного гражданства (либо о начале процедуры или невозможности прекращения) не будут такими лицами поданы в полномочные органы Российской Федерации до достижения ими возраста 20 лет, то гражданство Российской Федерации у таких лиц будет прекращено по инициативе государства, то есть без добровольного волеизъявления лица, что противоречит части 3 статьи 6 Конституции РФ о невозможности лишения гражданства.

Также вызывает недоумение, что в предлагаемых поправках значительно проще сохранить иностранное гражданство, чем гражданство Российской Федерации. Для этого лицам указанной категории всего лишь требуется подать заявление о прекращении гражданства Российской Федерации, и со дня поступления заявления в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве Российской Федерации, российское гражданство у такого лица прекратится.

Получается, что якобы во имя заботы о группе детей, проживающих с родителем - иностранцем за пределами Российской Федерации, иностранным государствам передаются дети, давно проживающие в России с родителем - гражданином Российской Федерации. Россия будет вкладывать в таких детей свои ресурсы на воспитание, образование и лечение, а потом по достижении 18 лет «отдавать» их иностранным государствам, если бывшие дети по каким-либо причинам не сумеют получить документы о прекращении (или невозможности прекращения) иного гражданства.

Возникнут также проблемы с призывом таких граждан в Вооруженные силы Российской Федерации по достижении возраста 18 лет, ведь по данному законопроекту такие лица еще должны выбрать, гражданами какого государства они являются.

Кроме того, в предложенных поправках фактически нарушается конституционный принцип равенства российского гражданства вне зависимости от оснований его приобретения.

Так, ребенок - иностранный гражданин, принятый в гражданство Российской Федерации одновременно со своими родителями по общей норме Федерального закона (по части 1 статьи 24), не обязан по достижению возраста 18 лет выбирать гражданство, а ребенок, который приобретёт российское гражданство в соответствии с пунктом «а» части 6 статьи 14 Федерального закона по заявлению родителя - гражданина Российской Федерации, в случае принятия данного законопроекта будет обязан такой выбор совершать. Игнорирование же обязанности, возлагаемой на такое лицо частью 1 предлагаемой статьи 21.1, необоснованно приведет к утрате его гражданства Российской Федерации.

В то же время, другие граждане Российской Федерации, в том числе и лица, принятые в гражданство Российской Федерации в возрасте до 14 лет, имеющие также иностранное гражданство, в случае своего бездействия российское гражданство сохранят. Между этими группами граждан Российской Федерации нет никакой разницы, кроме основания приобретения ими российского гражданства.

Комиссия считает, что поправки депутата Плигина В.Н. противоречат концепции законопроекта, внесенного Президентом РФ (создание максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации), не поддерживает принятый во втором чтении законопроект и предлагает возвратить его к первому чтению.

Настоящее экспертное заключение подготовлено экспертом Комиссии С.С. Скотниковым.

29 апреля 2013 г.

Руководитель Постоянной комиссии Е.А. Бобров

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России