Блоги членов Совета

О создании общественного вещания в Российской Федерации (Проект концепции)

Подготовлен Рабочей группой по общественному вещанию   

Одобрен на заседании Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека 29.02.2012 г.

О создании общественного вещания

в Российской Федерации

(Проект концепции)

1. Введение

По результатам общенационального опроса, проведенного 7-8 января 2012 г. социологической службой ВЦИОМ, создание общественного телевидения находится сейчас на втором месте по актуальности — его одобрили 77,6% россиян. Этот приоритет уступает лишь теме контроля над расходами госслужащих с целью пресечения коррупции (одобрили 87%).

Таким образом, по важности идея «другого ТВ» уже опережает такие предложения политической реформы, выдвинутой Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года, как прямые выборы губернаторов, перераспределение бюджетных полномочий в пользу регионов, возвращение одномандатных округов на выборах, регистрацию новых партий.

Можно констатировать: создание общественного вещания — уже одобренная большинством населения сфера ожидаемой модернизации.Его реализация должна быть осуществленавформах телевизионного и радиовещания на всех возможных платформах (эфир, кабель, спутник) и устройствах: телевизионные и радиоприемники, компьютеры, мобильные устройства – смартфоны, планшетные компьютеры и т.д.

1.1. Миссия общественного вещания - формирование и развитие гражданского общества, в том числе:

· выявление, публичное представление и защита значимых общественных интересов;

· развитие самосознания индивида, социальных сообществ, групп и общества в целом;

· инициирование разнообразных способов самоорганизации, вовлечение граждан в позитивную социальную практику;

· обеспечение активного участия граждан в проектировании индивидуального и коллективного будущего.

Общественное вещание должно стать самым массовым институтом публичного обсуждения и приобщения населения к актуальным для развития страны проблемам, идеям, настроениям — общенациональным форумом, реализующим функцию «социального заказа» на такого рода деятельность.

1.2. Цели общественного вещания:

§ Обеспечение привлекательного, альтернативного государственно-коммерческому вещанию через создание адекватных вызовам времени смысловых, жанровых, технологических и иных координат, способных актуализировать мотивацию потребления контента и участия зрителей в данном типе медиа.

§ Создание условий для преодоления социальной и политической апатии населения.

§ Привлечение к общественному вещанию зрителей, утративших мотивацию телесмотрения и слушания радио.

§ Формирование культуры участия в общественной жизни, продвижение модусов индивидуального поведения, ориентированных на саморазвитие и развитие социальной среды и коммуникации как социально одобренных и престижных трендов.

Реализация миссии и целей общественного вещания осуществляется без использования коммерческих инструментов – задача извлечения прибыли исключается из стратегических и тактических целей общественного вещателя.

2. Принципы и приоритеты программной политики

Главная характеристика контента общественного вещания – высокое качество и развивающий потенциал, вне зависимости от форматов и типов вещания (информационного, просветительского, развлекательного).

Важнейший принцип программной политики– создание позитивной повестки дня, ориентированной на модернизацию и разработку сценариев будущего через рефлексию и решение проблем настоящего.

Такого рода содержание и качество контента ориентируются на ядерные аудиторные группы продвинутых, социально активных зрителей, испытывающих потребность к саморазвитию. Лидеры общественного мнения, входящие в подобные группы, станут трансляторами образа общественного вещания как необходимого атрибута высокого качества жизни (в широком смысле этого термина). Таким образом, общественное вещание станет не просто электронным медиа, но каналом коммуникации разных групп общества по поводу качества жизни и путей его повышения.

В целом программная политика общественного вещания участвует в создании субъекта инновационной деятельности, «инновационного человека», что предусмотрено «Стратегией инновационного развития РФ до 2020 г.».

2.1. Принципы программной политики общественного вещания:

· Преимущественное использование прямого эфира и других форм интерактивного взаимодействия авторов со зрителями, вовлечение современных технологий в создание контента и его трансляцию.

· Применение универсального программирования нового типа, предусматривающего свободное от политической и коммерческой внутренней и внешней цензуры публицистическое и информационное вещание (новости, аналитические дискуссии в формате ток-шоу), развивающие («умные») развлечения, качественные игровые, документальные и анимационные фильмы, привлекательные просветительские программы, оригинальное ночное вещание.

· Подавляющее большинство форматов общественного вещания предусматривают участие в их создании широких корреспондентских сетей, состоящих из непрофессиональных «активистов». Формирование и кураторство таких сетей — одна из основных функций профессионального редакторского и продюсерского коллектива.

· Приоритетными являются программы, в которых разные национальные, социальные, религиозные и субкультурные группы общества вступают в диалог друг с другом.

2.2. Приоритеты программной политики общественного вещания:

§ Независимость. Программы общественного вещания представляют все – кроме противозаконных – точки зрения и позиции, существующие в российском обществе по тому или иному вопросу. Ни одна из партийных позиций не имеет приоритета.

§ Проблематизация. Программы общественного вещания не только идентифицируют и анализируют тот или иной экстраординарный или традиционный проблемный узел, но и инициирует выработку продуктивных решений.

§ Рефлексивность. Программы общественного вещания способствуют «усложнению», а не «упрощению» (как сегодня) индивидуальной картины мира зрителя. Принцип «все сложнее, чем кажется» должен применяться во всех форматах, включая детские и развлекательные. Такой подход способствует формированию личности «сложного» человека, адекватного вызовам современного развития.

§ Моделирование будущего. Программы общественного телевидения ориентированы на процесс разработки жизнеспособных сценариев будущего, на формулирование своего рода социального заказа на индивидуальное, групповое и общественное развитие.

3. Некоторые тематические векторы общественного вещания

В «общественно-политическом блоке» вещания особое внимание уделяется деятельности законодателей, судов всех инстанций, исполнительных органов всех уровней, деятельности органов местного самоуправления и некоммерческих организаций.

В «молодежно-подростковом сегменте» программирования приоритет отдается форматам, связанным с профориентацией и формированием установок на участие в общественной жизни.

В «культурном блоке» преимущество получают программы, погружающие зрителя в мир современной актуальной культуры (именно она провоцирует рефлексию и развитие), а также форматы, в которых наследие вводится в контекст современной культуры и образа жизни современного человека.

В эфире общественного вещания размещаются программы и форматы зарубежных общественных вещателей – публицистические, просветительские, развивающие, развлекательные – при условии их соответствия концепции общественного вещания России.

В процессе общественного вещания ведется содержательный мониторинг проблемных, форматных и жанровых предпочтения зрителей и корректировка программной политики, соответствующая результатам качественных социологических исследований с использованием сложных процедур и методик.

Значимыми показателями работы общественного вещания являются:

- измеряемый уровень доверия к нему в различных социальных группах и обществе в целом;

- оценка качества общественного вещания профессиональным сообществом;

- уровень приобщенности целевых аудиторных групп к общественному вещанию (качественный анализ показателей смотрения).

4. Экономическая модель и механизмы финансирования общественного вещания

Для обеспечения общественного вещания предлагается создать некоммерческую организацию - Фонд общественного телевидения и радио (далее - Фонд).

ФПРОВ - организация, обеспечивающая реализацию миссии и функций общественного вещания, поддерживающая все виды и формы общественного вещания.

Обеспечение общественного вещания может происходить из следующих источников финансирования:

средства федерального бюджета;

вводящиеся обязательные отчисления (неналоговые платежи) вещателей телеканалов,

благотворительные пожертвования, рекламные и спонсорские поступления.

Бюджетное финансирование будет обеспечиваться через предоставление субсидий в Фонд через введение отдельной целевой статьи федерального бюджета.

Предполагается, что Фонд будет учрежден Президентом Российской Федерации по аналогии с Российским институтом стратегических исследований, а функции учредителя возложены на Администрацию Президента Российской Федерации.

Обязательные отчисления (неналоговые платежи) вещателей телеканалов вводятся в целях обеспечения внебюджетного финансирования общественного вещания через внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». При этом учитывается опыт введения обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторов связи сетей общего пользования в целях формирования резерва универсального обслуживания.

Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг по рекламе, оказываемых телеканалами. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

Ставку обязательного отчисления (неналогового платежа) телеканалов предполагается установить в законе размере от 3 до 5 процентов, в зависимости от предполагаемого объема прямого бюджетного финансирования.

В случае юридических затруднений с введением соответствующих обязательных отчислений, они могут быть заменены введением налога на телевизионную рекламу по аналогии с транспортным налогом.

Иные внебюджетные источники финансирования общественного вещания включают:

- благотворительные пожертвования граждан и организаций, дополнительно стимулируемые предоставлением разного рода преференций в зависимости от размеров взносов - от 1000 руб. до 100 000 000 руб. в год. Данный вид финансирования осуществляется в рамках организаций по типу ассоциаций, клубов и обществ друзей крупных российских и зарубежных музеев, иных некоммерческих организаций;

- средства от эффективного управления средствами целевого капитала (эндаумента). Целевой капитал пополняется за счет взносов юридических и физических лиц. Весь доход от размещения средств целевого капитала направляется на нужды Фонда. Целевой капитал призван обеспечить независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений, а также финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

- спонсорство - спонсируемые форматы не должны поощрять продажу, покупку или аренду товаров или услуг спонсора или третьего лица путем упоминания об этих товарах или услугах;

- гранты, направляемые на достижение общественно значимых целей и решение социальных проблем и связанные с участием организации общественного вещания в различных социальных проектах;

- реализация интеллектуальных прав на продукт, произведенный общественным телевидением и радио, на рынке медиаконтента в России и за рубежом.

Сочетание разных источников финансирования Фонда повышает его финансовую устойчивость, при этом дополнительно обеспечивая независимость вещательной политики. Так, обязательные отчисления с рекламы телеканалов отличаются валатильностью, связанной с рыночной конъюнктурой, но обеспечивает независимость от госбюджета. Бюджетное финансирование, напротив, компенсирует валатильность обязательных отчислений, но усиливает зависимость от бюджета. Таким образом, баланс может быть достигнут за счет использования возможности взаимной компенсации рисков при использовании разных каналов финансирования.

5. Модель управления общественным вещанием

Высшим органом управления общественным вещанием является Попечительский совет Фонда.

Попечительский совет Фонда является коллегиальным органом, состоящим из 21 члена, избираемых на 4 года. Членами Совета не могут быть лидеры партий, депутаты Федерального Собрания, государственные служащие, сотрудники других телерадиокомпаний и Интернет-СМИ, а также лица, занимающиеся на момент избрания в Попечительский Совет производством медиаконтента для государственного, коммерческого или общественного вещания.

Попечительский совет на конкурсной основе выбирает генерального директора Фонда и утверждает по его представлению его заместителей.

Попечительский совет учреждает от имени Фонда автономную некоммерческую организацию, которая берет на себя функции общественной телерадиокомпании. В свою очередь, эта автономная некоммерческая организация учреждает средства массовой информации – телеканал и радиоканал общественного вещания, получает лицензии на их вещание по всей территории Российской Федерации.

Попечительский совет утверждает и корректирует стратегию общественного вещания, а также влияет на программную политику общественной телерадиокомпании путем согласования и утверждения соответствующих документов, предоставляемых ее генеральным директором.

В составе Попечительского совета работают три Комитета – по стратегии, по кадрам и вознаграждениям и по аудиту общественного вещания.

Комитет по стратегии организует выработку рекомендаций по формированию основных направлений программной политики общественного вещания и его развития.

Комитет по вознаграждениям осуществляет подготовку предложений по размерам вознаграждений топ-менеджмента для утверждения на Попечительском совете.

Комитет по аудиту – организует аудит деятельности общественного вещания путем определения на конкурсной основе независимой аудиторской компании и заключения договора с ней от имени Попечительского совета.

Первоначальный состав Попечительского совета формируется Президентом Российской Федерации на основе предложений, разработанных на паритетной основе Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палатой Российской Федерации. В дальнейшем состав Совета каждые два года обновляется наполовину в том порядке, который будет определен уставом Фонда, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Формирование предложений по кандидатурам в состав Попечительского совета проходило в рамках Совета при Президенте Российской Федерации специальную процедуру. В декабре 2011 года Совет сформировал Рабочую группу по общественному вещанию, пригласив в нее признанных экспертов в области журналистики, развития телевидения, радиовещания и Интернет-СМИ, социальной и культурной политики, развития общественных институтов, правоведения и т.д. В составе Рабочей группы – 33 человека (персональный состав прилагается).

Каждый член Рабочей группы выдвинул по 21 кандидатуре в качестве возможных кандидатов в состав Попечительского совета. С учетом повторяемости общий список кандидатов составил 133 человека. На заседании Совета 29 февраля 2012 года было проведено тайное голосование по всем этим кандидатурам, которое позволило определить кандидатов, получивших наибольшее число голосов.

6. Подходы к определению площадок базирования для федерального телеканала общественного вещания

При определении площадок базирования для телеканала общественного вещания (например, на телеканалах ТВЦ, «Звезда», «Россия 2») предлагается использовать следующие критерии.

1. Рейтинг и охват аудитории. Меньший рейтинг предпочтительнее с точки зрения минимизации потерь зрителей, вследствие изменения редакционной политики телеканала.

2. Затраты на увеличение зоны охвата сигнала до момента перехода к цифровому телевидению.

3. Затраты на создание или развитие корреспондентской сети, необходимой для общественной модели вещания.

7. Формирование региональных каналов общественного вещания

Фонд общественного телевидения и радио обеспечивает поддержку создания в субъектах Российской Федерации общественного вещания, предполагая последовательный перевод в статус общественных всех государственных телерадиоканалов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России