Блоги членов Совета

Региональные проекты Совета

Проект «Гражданское общество – модернизации России»

Предлагаемый к реализации проект осуществляется АНО «Творческие индустрии» под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Проблематика, обоснование и идея проекта:

На протяжении последних нескольких лет были предприняты серьезные государственные усилия по развитию структур гражданского общества в РФ.

Свое оформление эта политика нашла в Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Эта концепция широко обсуждалась экспертами гражданских организаций и приветствовалась некоммерческими организациями как внятная и последовательная национальная программа действий по развитию гражданского общества.

Введение регулярной практики государственной поддержки НКО, совершенствование правовых регуляторов их деятельности, обновление законодательства о некоммерческих организациях, исследование процессов развития гражданского общества, создание моральных стимулов для вовлечения граждан России в добровольческую и благотворительную деятельность позволило активизировать разнообразные формы гражданской самоорганизации.

Однако, если смотреть на процесс развития гражданского общества в целом, можно заметить, что имеющий место интерес к самоорганизации как базовой форме развития гражданского общества на стадии запуска комплекса реформ оставил в стороне вопрос структурирования массы вновь возникших и обновленных инициатив. Эти новые инициативы стали не просто фигурой речи, но и некоторой социальной модой последних лет: стало престижно быть благотворителем, стало важно участвовать в добровольческой деятельности. В российской публичной политике стало все более заметным продвижение лидеров гражданского общества в законодательные собрания на региональном уровне, в Государственную Думу РФ и др.

Многообразие гражданских инициатив особенно заметно в молодежной среде, где они представлены широким спектром субъектов - от крупных сетевых объединений до локальных школьных организаций.

Модернизационная повестка дня востребует новый тип акторов на всех уровнях социума, которых и взращивает гражданское общество. Как правило, самоорганизуются самые активные представители социума с высоким личностным потенциалом для проведения изменений. Выявление («картирование») этого человеческого капитала, продвижение наиболее эффективных практик в общем модернизационном пространстве поможет наладить системы адресной работы по модернизации в сферах здравоохранения, образования, культуры, иных социальных услуг, и т.д.

В гражданской активности проявляется забота о среде обитания. Россия многообразна и поликультурна. Централизация любой политики в такой масштабной стране оборачивается угрозой потери обратной связи и упущений, которые могут стать причиной негативных проблем и явлений социального плана. Именно региональная структуризация гражданского общества позволит сфокусировать внимание на тех аспектах модернизационной повестки, которые могут дать наибольший эффект в социальной сфере каждого региона. Так, например, для региона Северного Кавказа центральными могут стать вопросы молодежной политики – развитие добровольчества на фоне подготовки страны к Олимпийским играм 2014 года. Для Урала может быть иной фокус и набор проблем, например, повышение инновационного потенциала через усиление гражданских структур в сфере образования и т.д. Дальний Восток может сократить в разы расстояния до других регионов России через развитие современной информационной структуры и т.п.

Проведение широкой дискуссии по этическим вопросам самоорганизации может стать серьезным фактором, способствующим эффективному развитию структур гражданского общества как конструктивной и созидательной опоры модернизационных изменений в стране.

Только через широкое движение профессиональных ассоциаций и тематических сообществ, объединенных этическими стандартами (разные дела, но общие подходы к производству решений), можно выйти на существенные достижения в масштабах всей страны – а не в отдельно взятых «столицах» гражданского общества.

Установкой должно стать максимальное распространение идеи гражданских успехов и практик на территории страны и создание большего количества саморегулируемых сообществ со своими сферами гражданской ответственности. Именно структурированное гражданское общество сможет предложить наиболее эффективные изменения по совершенствованию правового поля, что является важнейшим условием дальнейшего развития гражданского сектора.

На сегодня уже есть задел: региональные общественные палаты, общественные Советы при главах субъектов регионов, общественные советы ведомств становятся все более заметными консультативными органами власти с участием общественности. Профессиональные ассоциации еще очень слабы, но они есть и активно ищут возможности для развития. Нужно расширять это поле, и пронизывать его, как системой капилляров, связями, повышая, таким образом, социальный капитал страны в целом и каждого из ее регионов. Координационная работа должна стать приоритетной на ближайшие несколько лет.

Если структуризация гражданского общества позволяет усиливать эффекты от деятельности самоорганизованных групп, то вовлечение добровольцев и активистов в модернизацию дает возможность запустить механизмы гражданской мобилизации. Необходимо приращение качества жизни в стране, преодоление социальных разрывов. Для вовлечения должны быть созданы предпосылки: гражданам должно быть понятно, как они могут внести свой вклад в общее дело. Надо создать «окна» для индивидуального массового добровольческого входа в модернизационный процесс. Должны быть четко описаны поля, где востребованы разные виды добровольческой помощи (работа с инвалидами, работа с ветеранами и т.д.) и возможная помощь (уход за пожилыми, организация досуга детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.), которую граждане могут оказать. Гражданин должен как бы «примерить» на себя ту или иную роль. Понимать, чем он приносит пользу, и чувствовать благодарность страны. Нужно создавать привлекательные продукты для молодежи: интернет-игры, ролевые игры для добровольцев, образовательные продукты и пр.

Активисты должны создавать «гражданскую моду». Это эффективный механизм рекрутинга, что наглядно продемонстрировал рост благотворительных акций в интернете в последнее время. Работа с активистами должна стать особым приоритетом, должна быть создана система возможностей для активистов строить вокруг себя сообщества путем морального поощрения, предоставления ресурсных возможностей через программы общественных грантов в вузах и пр. И самое главное, должен формироваться отчетливый позитивный вектор гражданской деятельности, что может быть достигнуто за счет консолидации экспертных сообществ и вовлечения их в аналитическую работу по модернизации России силами гражданского общества. Именно гражданский активизм является основным двигателем развития современного общества.

Оба описанных выше взаимосвязанных процесса – структурирование и вовлечение – должны быть инициированы на уровне регионов через процессы широкого профессионального обсуждения в разных тематических секторах работы структур гражданского общества, мониторинга и анализа текущей ситуации. Такого рода деятельность позволит эффективно осуществлять работу Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Цель проекта: содействие развитию гражданского общества в России, вовлечение НКО, добровольцев и гражданских активистов в многогранную деятельность по модернизации страны.

Задачи проекта:

· Стимулирование гражданской активности в российских регионах, проведение Гражданских форумов в пяти российских городах, мониторинг региональных инициатив;

· Подготовка плана действий по развитию гражданского общества в России на исследования региональной и общероссийской ситуации;

· Создание информационного и аналитического ресурса, освещающего деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Деятельность в рамках проекта

· проведение Форумов гражданских инициатив (апрель, июнь, сентябрь, октябрь, декабрь 2011 года) в российских региональных центрах и межфорумная активность.

Форумы станут площадкой для формирования платформ деятельности региональных гражданских лидеров, профессионалов с общественной жилкой, добровольцев. Окружные форумы будут приурочены к датам посещения соответствующих регионов Президентом РФ Д.А.Медведевым, а также к выездным заседаниям Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

В рамках Форумов предполагается обсуждение следующих вопросов:

- правовая система (законотворчество, исполнение права, существующие барьеры в виде коррупции и пр.); 

- система символическая (культура, реклама, историческая память);

- механизмы развития (регулирование, имплементация, моделирование и пр.).

- факторы, которые позволят региону занять лидерскую позицию (поиск конкурентного преимущества) в одной из сфер модернизации;

- вопросы сдерживающих факторов, которые могут преодолеваться усилиями гражданских групп.

- оформление решений и выработка региональных платформ действий.

Программа разрабатывается совместно уполномоченными членами Совета по Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, представителями регионов и исполнителями проекта.

По результатам решений регионального форума рабочие группы Совета будут осуществлять сбор информационно-аналитических материалов; результаты деятельности рабочих групп будут обсуждаться в Совете при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и на других публичных федеральных площадках по обсуждению проблематики гражданского общества.

По наиболее острым проблемам, затронутым в ходе подготовки к форумам и во время проведения форумов, будут проводиться круглые столы и экспертные выезды с участием ведущих федеральных экспертов (из числа Совета). В ходе совещаний над проблемами будут работать региональные эксперты совместно с приглашенными из других регионов специалистами. Предполагается организация выездных экспертных миссий в регионы для обсуждения острых проблем, требующих незамедлительного вмешательства гражданского общества.

· Подготовка доклада «Комплексная программа развития гражданского общества и укрепление гарантий прав человека».

Итоговая публикация проекта будет включать список важнейших проблем и рекомендаций по их решению с участием гражданского общества. Освещение важнейших проблем на основе региональных обсуждений и их обобщение в форме конечного списка проблем и формулировки их решений, выработанных на основе консультаций в регионах, может стать важным новым эффективным элементом обратной связи между гражданским обществом и государством, который обеспечивается данным проектом.

· Создание и ведение сайта Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

На протяжении срока реализации проекта предполагается вести специальную колонку на сайте Совета, которая бы отражала форумную и межфорумную активность (сбор и публикация региональных статей, экспертных интервью и пр.).

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России