Блоги членов Совета

Отчет члена Совета Яны Лантратовой о посещении якутского пункта временного размещения беженцев из Украины

04 Сентября 2014

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова предоставила отчет о посещении 1 сентября пункта временного размещения (ПВР) беженцев из Украины, расположенного в здании ликвидируемой специализированной школы в Якутии.

Текст данного отчета размещен в материалах постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений (ПК 16 - председатель Евгений Бобров) и будет рассматриваться на одном из ее следующих заседаний.

Я.В. Лантратова,
член Совета
при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества
и правам человека

Отчет
о посещении пункта временного размещения беженцев, находящегося на территории Республики Саха (Якутия)

В ходе поездки в Республику Якутия мною 1 сентября 2014 года был осуществлен визит в пункт временного размещения (далее – ПВР) вынужденных переселенцев из Украины. Пункт расположен в республиканской образовательной специализированной школе (РОСШ), расположенной по адресу: 677907, Республика Саха (Якутия), город Якутск, с. Хатассы, 10, Факс 8(4112) 409551, электронная почта rosch10@mail.ru. Начальником ПВР является Никифоров Роберт Анатольевич, с/т 8(914)1032969. В настоящее время РОСШ находится на стадии ликвидации, детей в ней нет.

Ведущий специалист по работе с переселенцами – старший психолог ГУ МЧС по Республике Саха (Якутия) Каркачева Алла Дмитриевна с/т 8(924)6606891.

По состоянию на 1 сентября в Республику Саха (Якутия) в организованном порядке прибыло 185 переселенцев: 17 из них были размещены в доме престарелых в городе Якутске, остальные – в ПВР. Среди переселенцев 31 ребенок школьного возраста, из них 26 детей 1 сентября начали заниматься по общеобразовательным программам. Всего несовершеннолетних граждан среди переселенцев – 74 человека, из них 20 – до трех лет (13 мальчиков и 7 девочек).

Все несовершеннолетние переселенцы страдают более или менее выраженными психологическими травмами. Силами сотрудников ПВР для них организованы занятия по программе «сознательная арт-терапия».

С момента прибытия беженцев некоммерческие организации города Якутска, а также рядовые граждане Якутска и села Хатассы оказывают переселенцам регулярную гуманитарную помощь – предоставляют одежду, продукты питания, средства личной гигиены и ухода за детьми. Никаких острых потребностей из-за нехватки средств жизнеобеспечения не возникает. Непосредственно в ПВР распределением гуманитарной помощи занимаются представители республиканского Министерства социального развития, которые организовали достаточно структурированную и эффективную систему.

С первых дней открытия ПВР, в нем была организована работа специалистов республиканского Центра занятости населения по вопросам консультирования вынужденных переселенцев на предмет возможного трудоустройства.

Переселенцы, находящиеся в ПВР поставлены на миграционный учет в Республике Саха (Якутия). Документы оформляются достаточно быстро: в течение одной недели. В тоже время официальный юридический статус беженца пока не получил ни один переселенец.

Среди работоспособных мужчин большинство имеет профессии шахтеров и металлургов со средним специальным образованием. Среди женщин больше представительниц среднего возраста (40-45 лет) и молодежи (до 30 лет). Среди профессий преобладают швеи и парикмахеры. Большинство их тех женщин, которые приехали в ПВР имеет среднее и среднее специальное образование.

Согласно правилам работы ПВР переселенец может находиться в нем до 3 месяцев. Поскольку в ближайшее время начнется холодный период, в который температура в Якутске и Хатассах опускается до 60 градусов мороза, руководством республики принято решение не выселять из ПВР тех, кто не сможет найти жилье, в период с 15 сентября 2014 года до 15 мая 
2015 года.

В связи с тем, что в Республике Якутия существует большая проблема с детскими садами и яслями, никто из малолетних детей не может быть устроен в дошкольные учреждения. Существует возможность устройства детей в частные детские сады, однако переселенцы не облают для этого варианта достаточными финансовыми средствами.

Среди переселенцев старше 45 лет, 50 мужчин, в основном – пенсионного и предпенсионного возраста. Одному из мужчин – 81 год. Республиканские органы занятости не могут предоставить пожилым людям практически никакой работы.

Некоторые переселенцы нуждаются в особом внимании. Так, у одной из женщин, находящейся в ПВР шесть детей, младшему ребенку 5 месяцев, старшему – 10 лет. Муж этой женщины в настоящее время находится на территории Донецкой народной республики и служит в ополчении.

Около 20% от общего числа переселенцев выражают намерение в будущем вернуться на территории своего бывшего проживания. Большинство переселенцев не представляет для себя возможным и желательным вариант возвращения: в местах их прежнего проживания разрушен жилой фонд и социальная инфраструктура.

Отметим, что переселенцы, которые намерены остаться в Республике Якутия, готовы обходиться без полной государственной поддержки, они не боятся будущих трудностей и хотят работать. Эта часть переселенцев остро нуждается в предоставлении жилья на начальном этапе.
В Республике Якутия цены на съем недвижимости представляются достаточно высокими. Аренда квартиры в поселке составляет 25-30 тысяч рублей в месяц.

По плану, в ближайшее время в Республику Якутия переедет еще около 400 переселенцев, еще 1043 человек ожидается в среднесрочной перспективе.

Необходимо отдельно отметить, что в Республику Якутия приезжает и небольшое количество, так называемых, «неорганизованых» переселенцев (самостоятельно приехали к родственникам), которые не размещаются в ПВР. Для этой категории переселенцев в Управлении Федеральной Миграционной Службы по Республике Якутия организован «пункт открытых дверей», оказывающий беженцам информационную поддержку. Часы работы пункта – ежедневно, с 16 до 18 часов.

Нужно отметить, что в процессах централизованного переселения и размещения существуют некоторые недоработки и недостатки.

Так, те переселенцы, которые размещены в ПВР по состоянию на 
1 сентября были доставлены из Республики Крым специальным чартерным рейсом, организованным федеральными ведомствами – Министерством труда и занятости и Министерством транспорта. По рассказам беженцев перед вылетом самолета сотрудниками ФМС у переселенцев были забраны паспорта Украины. Всем переселенцам была предоставлена возможность заранее высказать свои пожелания в части того, в каком регионе России они хотели бы проживать. Среди тех, кто был направлен в Якутию примерно половина граждан не выражали желание ехать именно в этот регион. Информация о том, что переселение будет организовано именно в Якутию была предоставлена за 2 часа до вылета.

Другой чартерный рейс осуществлялся в Магадан. При этом, при распределении переселенцев в одном случае были разлучены родители и ребенок (родители были в списках на отправку в Якутск, ребенок 12 лет – в Магадан). Непосредственно у трапа самолета удалось произвести замену.

Перед отправкой сотрудниками ФМС переселенцам была предоставлена ложная информация о том, что Республика Саха входит в число регионов, где реализуется программа поддержки добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно этой программе каждому переселенцу могут быть предоставлены следующие льготы:
• Обеспечение временным жильем на срок до полугода;
• «Подъемные» средства в размере 240 000 рублей;
• Возможности для устройства детей в детские сады;
• Выплата пенсий и детских пособий.

Переселенцы надеялись, что смогут воспользоваться механизмами этой программы при обустройстве на новом месте. После прибытия в Якутию выяснилось, что информация о работе программы не соответствует действительности, реальные перспективы поддержки при обустройстве отсутствуют.

В настоящий момент руководством Республики Саха (Якутия) принимается решение о предоставлении каждому переселенцу единовременной выплаты, но её конкретная сумма пока не обозначена.

В Крыму при отправлении переселенцев озвучивалась информация, что существует возможность занятия ими рабочих мест с заработной платой 
120-140 тыс. р. При этом не указывалось, что такой уровень зарплат достижим для людей с высшим образованием и эксклюзивным опытом работы. Поскольку большинство переселенцев, вылетевших в Республику Якутия имеют среднее специальное или среднее образование, максимальный возможный уровень заработной платы для них может составлять 
20-30 тыс. р. При этом, сумма налоговых отчислений с каждого из них (как работающего иностранца) составляет 33% на протяжении первого полугода. В итоге, переселенцы оказываются перед сложным выбором: либо работать официально за з/пл. в 15-17 тысяч (при ценах на жилье 25-30 т.р.), либо работать неофициально, получать деньги в большем объеме, но не иметь никаких гарантий защищенности.

Среди переселенцев есть люди с высшим медицинским образованием, готовые работать по специальности. Однако, по российскому законодательству, медик, обучавшийся в другой стране, обязан получать т.н. «подтверждение диплома». Эта процедура (несомненно, необходимая) занимает от 2-х до 4 месяцев, в течение которых переселенец не может работать. Соответственно жить ему будет также негде.

Многие переселенцы были бы готовы навсегда остаться в Якутии, если бы в республике действовала программа поддержки соотечественников. Или была бы выделена какая-то сумма для устройства на работу и для того, чтобы «встать на ноги». Но в сложившейся ситуации многие переселенцы намеревались переехать в регион, где эта программа действует. Однако, им было объявлено, что они уже использовали свое право на бесплатный перелет, которое им предоставлено в России. Переселенцы могут выезжать из Республики Саха на собственные средства, которые они не имеют.

В данном контексте показателен пример с женщиной, у которой шесть детей. Ясли и детский сад предоставить ее детям не представляется возможным – свободных мест в настоящий момент нет. Поэтому она вынуждена содержать детей самостоятельно. В тоже время для проживания ей нужно жилье (аренда жилья составляет 25-30.000 рублей), чтобы снимать жилье, ей необходимо работать. Женщина имеет среднее образование, соответственно ее возможная зарплата будет низкой, к тому же из нее необходимо будет выплатить еще 33 % налоговых отчислений. В ПВР по закону она может жить не более 3 месяцев. Пособия на детей от Украины она не получает. Для того, чтобы покинуть Якутию, женщина будет вынуждена купить билеты на самолет для себя и шести своих детей. Стоимость билета из Якутии в одну сторону на одного человека стоит больше месячной зарплаты, которую возможно заработать. Мною был найден вариант размещения этой женщины в Республике Крым. Сейчас, я решаю вопрос о возможности перемещения ее семьи на территорию Крыма.

Работоспособные мужчины готовы отправиться на работу вахтовым методом в шахтные комплексы, но боятся оставлять жен и матерей одних, которые к тому же не имеют постоянного жилья.

После размещения в ПВР паспорта переселенцам так и не были возвращены, возможно, документы находятся в ФМС. Это обстоятельство вызывает закономерное беспокойство, особенно у тех переселенцев, которые намерены покинуть Якутию или Россию.

Из-за отсутствия документов переселенцы не имеют возможности открыть для себя банковские карты, которые позволили бы их родственникам и знакомым переводить им деньги в случае крайней необходимости. Украинские банковские карты на территории России не действуют. Фактически, ни у кого из переселенцев нет наличных денег.

Вопросы, которые на сегодняшний день больше всего волнуют переселенцев, находящихся в ПВР, связаны с отсутствием качественной юридической информации:
• При нахождении на территории Республики Крым им был предоставлен статус временного убежища – имеет ли силу этот статус на территории Якутии?
• Каким именно образом они могут получить гражданство России и возможно ли это?

На эти и подобные вопросы переселенцы не получают внятных ответов, поскольку, в отличие от службы занятости, ФМС не проводит в ПВР достаточное количество консультаций.

В целом, ситуация с переселенцами в Якутии характеризуется с одной стороны, активной и конструктивной позицией властей и ведомств региона, искренним и теплым отношением сотрудников учреждения, а с другой стороны – тяжелым эмоциональным грузом, начальной дезинформацией, и непониманием региональных властей как вести себя с учетом всех проблем, которые можно решить исключительно на федеральном уровне.

Архив новостей

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России