Блоги членов Совета

Выступление М.А. Федотова на встрече Совета с Президентом РФ Д.А. Медведевым 01.02.2011


Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Коллеги!

Прежде всего позвольте от имени Совета поблагодарить Вас за то, что Вы пригласили нас в Екатеринбург для обстоятельной беседы именно в столице Урала. Прилетев сюда заранее, мы провели здесь региональный форум под девизом «Гражданское общество – модернизации России», обсудили с коллегами региональные аспекты гражданского участия в модернизации. Должен сказать, что, по общему мнению, форум прошёл очень успешно. И те люди, которые участвовали в этом форуме из регионов, становятся теперь постоянными региональными экспертами наших рабочих групп в Совете. Мы полагаем, что Ваши последующие встречи с Советом могли бы проходить в таком же формате, это могло бы быть очень полезным.

Кстати, на первой встрече с Советом Вы сказали, что хотите встречаться с нами как минимум два раза в год. Пока так не получается, было всего две полноформатные встречи и одна специальная – по Кавказу. Но мы надеемся, что если встречи будут проходить в регионах, то они могли бы быть чаще.

Совет очень признателен за утверждение нового положения о Совете и расширении его компетенции и состава, мы с удовольствием приняли в свои ряды новых коллег, каждый из которых является уникальным специалистом в своей области. Мы их всех прекрасно знаем. Своим решением Вы увеличили разнообразие нашего Совета, а это означает, что с точки зрения общей теории систем Вы сделали наш Совет более сильным, более способным к саморазвитию.

К сожалению, разнообразие долго у нас не было в чести. Единообразие, единомыслие – это были альфа и омега тоталитарной системы, которая скончалась, едва в обществе открыто проявилась разноголосица мнений. Такой финал предрекал, кстати, ещё главный идеолог КПСС Суслов, когда в 1968 году на заседании Политбюро спрашивал: «Если мы примем закон о печати, то кто будет вводить танки к нам?» И он был прав. В августе 1990 года вступил в силу закон о печати. В августе 1991 года тоталитарная система рухнула.

Напротив, для современной российской государственности именно разнообразие является главным источником саморазвития или, иными словами, непрерывной модернизацией. Основополагающие принципы, призванные гарантировать это саморазвитие, заложены в Конституции. Но здесь нет ответа на главный вопрос: как преодолеть пережитки тоталитаризма в общественном сознании и в повседневной практике? Тема преодоления пережитков тоталитарного режима объединяет все пункты сегодняшней повестки дня, включая вопрос об увековечении памяти жертв политических репрессий, о судебной реформе, о защите интересов семьи и детства.

И глубоко символично, что этот разговор проходит в Екатеринбурге. Именно здесь свершилось одно из первых преступлений тоталитарного режима – убийство царской семьи. И именно отсюда начал свой крестный путь первый Президент России Борис Николаевич Ельцин, вбивший осиновый кол в могилу тоталитарной системы.

Давайте вспомним, что Ельцин едва ли не в каждом ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил о том историческом тупике, в который загнала страну сверхжестокая мобилизационная модель развития, концентрировавшая все ресурсы в руках государства, находившегося под контролем одной партии. Именно преступления тоталитарного режима привели к тому, что «были уничтожены гражданское общество, зачатки демократии, частная собственность». Это слова первого Президента России.

Преодоление пережитков тоталитаризма – чрезвычайно сложная, многоаспектная задача, особенно если учесть, сколь долго страна жила в условиях режима, который Конституционный Суд России назвал режимом неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединённых в Политбюро ЦК КПСС во главе с Генеральным секретарём ЦК КПСС. Так продолжалось десятилетиями. Это слова из постановления Конституционного Суда.

Поэтому окончательное расставание с тоталитаризмом потребует ещё много времени и много сил от всех нас. Но, не избавившись от стереотипов тоталитарного мышления, имея в голове представления типа «нет человека – нет проблемы», «кто не с нами, тот против нас» и тому подобное, невозможно заниматься модернизацией страны. Вот почему Совет, предлагая перечисленные выше темы для сегодняшнего обсуждения, исходил из того, что все они напрямую связаны с идеей модернизации страны.

В рамках судебной и полицейской реформ ключевым является вопрос модернизации многих институтов и практически всех неформальных практик. Без независимого суда, как и без свободных СМИ, без реальной политической конкуренции невозможно провести модернизацию страны. В то же время тема защиты интересов семьи и детства затрагивает человеческую основу модернизации – для кого эта модернизация. Речь идёт о сбережении народа, обеспечении конкурентоспособности нации.

Наконец, тема национального примирения и увековечения памяти жертв политических репрессий. Это вопрос создания социокультурных, ментальных предпосылок модернизации, потому что естественные для тоталитарного режима представления о человеке как средстве достижения результатов совершенно неприемлемы для целей модернизации. Напротив, нравственно обоснованная стратегия модернизации должна исходить из того, что человек есть мера всех вещей. В свою очередь, только свободный человек может стать действующим лицом и успешным проводником политики модернизации, только тот, кто ежедневно и ежечасно по капле, как советовал Антон Павлович Чехов, выдавливает из себя раба. Так, постепенно на смену духу иждивенчества, безответственности, рабской покорности придёт дух творчества и созидания, а вместе с ним чувство ответственности за наше общее будущее.

В этом плане принципиальное значение имеет вопрос о воспитании подрастающего поколения. В частности, музейно-мемориальные комплексы в Москве и Санкт-Петербурге, о необходимости которых расскажут более подробно наши коллеги, важны не сами по себе, а как центры сохранения исторической памяти, посещение которых школьниками и студентами должно стать устойчивой традицией. Приобщение к истории народной трагедии может на всю жизнь стать уроком ответственности за будущее страны, уроком нетерпимости к насилию, уроком воспитания человеческого достоинства. Чтобы стать по-настоящему свободными людьми, нашим детям такие уроки просто необходимы.

Не менее важно, чтобы вся система школьного образования была пронизана идеями уважения прав человека. Поразительно, но факт: многие школьники, даже если и слышали про Конвенцию о правах ребёнка, имеют крайне смутное представление о самих этих правах и, главное, о способах их реализации и защиты. А они должны знать не только свои детские права, но и те, которые пригодятся им во взрослой жизни. Чтобы научить ребят пользоваться правами, защищать их, важно постигать эту науку не только в теории, но и на практике.

Например, в ряде московских школ введён институт школьного омбудсмена, и там работает система школьного самоуправления. Школьники демонстрируют потрясающие результаты. Дети умеют пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности лучше, чем их учителя. Так постепенно вырисовываются очертания школы, в стенах которой непрерывно идёт процесс формирования совсем юных, но вполне сознательных, свободных граждан с выраженным чувством собственного достоинства, с нетерпимостью к несправедливости и беззаконию, с нацеленностью на добрые дела. И если мы продолжим работу в этом направлении, то наши юные, сознательные граждане смогут стать настоящими культуртрегерами, несущими идеи гражданственности и правовой культуры в свои семьи. Так, шаг за шагом гражданское общество России будет прирастать новыми и новыми гражданами.

Важно отметить и то, что для детей мигрантов школа является важнейшим инструментом социализации. Вот почему, если школа будет ориентирована на формирование гражданственности и правовой культуры, на выходе мы получим молодых людей, привезённых родителями из разных стран, но полностью адаптированных к жизни и работе в России, обладающих необходимыми знаниями и навыками и по-настоящему европейским правосознанием.

И ещё об одном аспекте школьного воспитания. Из переписки Совета с Минобрнауки России мы поняли, что знания школьниками своих прав и обязанностей, азов правовой системы, основ функционирования государственного механизма отнюдь не относятся к числу главных приоритетов. Пока новые федеральные образовательные стандарты по соответствующим программам находятся в процессе разработки, может быть, самое время дать понять, что стране нужна молодёжь с высоким уровнем гражданственности и правовой культуры? И культура эта должна формироваться с первого до последнего класса – сначала в игровой форме, на примерах из сказок. И, Дмитрий Анатольевич, я специально для Вас приготовил вот эти книги: изучаем права человека по примерам из сказок. Это очень важная форма работы. Но это в начальных классах, а дальше уже на серьёзных уроках литературы, уроках истории постепенно подготавливать молодого человека к жизни в условиях правового государства.

В этом процессе большую роль может сыграть судейское сообщество России, как это ни покажется удивительным. Если мы хотим, чтобы у наших граждан с детства формировалось уважение к суду как к независимой ветви власти и справедливому арбитру в любом споре, то, во-первых, давайте повсеместно сделаем суд именно таким. А во-вторых, давайте чаще приводить школьников в суды. Это было бы особенно полезно для тех ребят, кто впоследствии сам станет судьёй, адвокатом, прокурором, приставом, офицером полиции. Они должны с молодых ногтей впитывать непререкаемое уважение к праву как к искусству добра и справедливости, как к мере общественной и личной свободы. Вот почему по инициативе Совета в Ростовской области создана ассоциация судей и учителей «За правовое воспитание школьников».

Программа деятельности этой некоммерческой организации включает две основные формы. Во-первых, федеральные судьи приходят в классы, чтобы рассказать школьникам, как работает судебная власть. А во-вторых, учащиеся вместе со своими учителями приходят в залы судебных заседаний, чтобы не из телепередач, а из реальной жизни узнать, как проходят уголовные и гражданские процессы. Это важно и для судей. Видя обращённые на него глаза детей, каждый судья невольно преисполняется чувством дополнительной ответственности перед будущими поколениями.

Мы надеемся, что этот опыт может быть востребован и в других регионах, в том числе и как средство профилактики коррупционных проявлений. Как известно, коррупция в том числе в судебной системе, как и многое другое, достались нашему обществу в наследство от тоталитарной системы. Но решать эту проблему можно и должно исключительно в логике правового государства, опираясь прежде всего на поддержку гражданского общества. Наш Совет давно уже ведёт работу по налаживанию взаимопонимания между судейским сообществом, с одной стороны, и правозащитниками, журналистами, представителями экспертного сообщества – с другой.

Прошедшие в минувшем году дискуссии показали, что на самом деле здесь нет одной и другой стороны. Все участники в равной степени заинтересованы в реформировании судебной и правоохранительной систем, в том, чтобы вывести судебную систему из-под давления как коммерческих, так и силовых структур, чтобы продолжить работу по повышение транспарентности работы судов, начатую 262-м Федеральным законом.

Общество кровно заинтересовано в том, чтобы судейский мир не был замкнутой железобетонной кастой, а судебные решения были бы не только доступны для ознакомления через интернет, как это уже предусмотрено законом, но чтобы они были понятны людям, чтобы их справедливость, как независимость и честность постановивших их судей, не вызывала никаких сомнений.

В этой связи Совет поддерживает линию на пересмотр доктрины уголовной политики в сфере экономических преступлений. Предложения о возможных дальнейших шагах Советом подготовлены.

Тоталитарная система оставила нам в наследство не только коррупцию, но и безразличие общества к самой коррупции. Вспомним трагедию в станице Кущёвской. Народ безмолвствовал, а власть сливалась с криминалитетом. Другой пример – массовые беспорядки на Манежной площади. Сюда тоже ведут следы коррупции. Даже на вполне мирном кабинетном уровне возможности государства по борьбе с коррупцией далеко не полностью использованы. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в законодательство по-прежнему проникают коррупциогенные нормы, несмотря на обязательную антикоррупционную экспертизу всех законопроектов.

Не меньшее беспокойство вызывают так называемые громкие дела, в том числе о нападениях на правозащитников и журналистов. Эти дела, как правило, топчутся на месте в ожидании, когда о них просто забудут.

Яркий пример – многочисленные нападения на гражданских активистов, причастных к защите Химкинского леса. Единственное, о чём просит общественность, – передать расследование всей этой группы дел с областного на федеральный уровень. Совет поддерживает это обращение. Документы я Вам передам, хотя полагаю, что на любом уровне правоохранительные органы должны работать честно, без оглядки на влияние заинтересованных лиц. И те следователи, судьи, прокуроры, которые готовы реально и законно бороться с коррупцией, в особенности в собственных рядах, могут всегда рассчитывать на поддержку гражданского общества и независимых средств массовой информации. В свою очередь, и независимые СМИ, и гражданские активисты нуждаются в защите своих прав и законных интересов.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Поскольку фетишем тоталитарной системы была закрытость, постольку именно открытость имеет первостепенное значение для правового государства. Вот почему, говоря о преодолении пережитков тоталитарного мышления, Совет обращает Ваше внимание на проблему рассекречивания архивных документов. По оценкам Росархива, эта работа ведётся крайне медленно по причине нехватки экспертов. Но даже этим нельзя объяснить, например, тот факт, что дела о производстве прицелов для бомбометания в 30-е годы были рассекречены, а дела о производстве презервативов за тот же период оставлены секретными. Понять это невозможно.

А чем объяснить решение о продлении на 15 лет срока засекречивания всех документов совета по делам религий при Совмине СССР? Основную часть этих дел составляют отчёты уполномоченных о религиозной обстановке в регионах, и там не может быть по определению никакой государственной тайны. В этой связи возникает вопрос: почему бы не передать функции по рассекречиванию архивных документов самому Росархиву, который действовал бы в соответствии с законом о государственной тайне?

В контексте борьбы с последствиями тоталитарного режима в общественном сознании мы просто обязаны говорить людям правду. Скрывая документы, мы лишь даём повод фальсифицировать историю, отождествлять современную Россию с тоталитарным режимом. Не будем забывать, что у тоталитаризма и терроризма во многом одна природа, ибо и тот и другой направлены на подавление прав и свобод человека, духовный раскол цивилизации, страх и подозрительность. Вот почему Совет рассматривает как свою важнейшую задачу на сегодняшний день консолидацию сил гражданского общества на противодействие терроризму и искоренение пережитков тоталитаризма.

Конечно, Дмитрий Анатольевич, в кратком вступительном слове не хватило времени для целого ряда вопросов, которые волнуют Совет: это и положение на Северном Кавказе, и рост агрессивного национализма, и ситуация с правами человека в братской Белоруссии, и многое другое.

Я надеюсь, Дмитрий Анатольевич, что после исчерпания вопросов повестки дня у вас останется и время, и силы, и желание продолжить обмен мнениями с членами Совета. Они очень долго этого ждали

Анонсы

Видео

Специальное заседание по вопросам медицины

Фотоматериалы

Президент России